В современных обществах некоторый минимум разделяемого всеми знания содержится лишь в согласии о «функционировании функций», то есть в ожидании того, что поведение в каждой институциональной сфере направлено достижение рациональных целей. На основе этого минимального консенсуса могут существовать отдельно знания о том, что представляет собой хорошая жизнь.
Такие «большие» институты, как государство и экономика, пытаются легитимировать свои конкретные цели путем соединения их с ценностями, которые, представляются общими, с такими, например, как «всеобщее благосостояние», равенство или предназначение нации.
В таких обществах структурный плюрализм становится исключительной ценностью. Сегодня в них главным и высшим достоинством является терпимость к иному знанию.
В далеко продвинувшихся индустриальных странах, где современная форма плюрализма получила свое полное развитие, системы знаний и ценностей больше не являются общими для всех членов общества. Индивид вырастает в мире, в котором нет ни общих ценностей, определяющих поведение в разных сферах жизни, ни единой реальности, идентичной для всех. Индивид усваивает систему знания посредством общности, в которой он вырастает.
В Европе общая система знаний была расшатана уже на начальной стадии модернизации.