Институты по производству и передачи знания

Институты, осуществляющие производство и распространение знания существовали во всех обществах. Почти во всех обществах, кроме наиболее архаичных, определенные институты стали специализироваться в осуществлении упомянутой выше функции.

Институты, занимающиеся созданием систем знаний меняли свой характер:

Цель их деятельности была монопольная организация как производства, так и распределения знания и моральных ценностей. Зачастую они успешно учреждали и стабилизировали довольно единообразное знание, то есть хорошо структурированное мировоззрение - религиозные и моральные институты - древние цивилизации, европейское средневековье.

Условия как производства, так и распределения знаний и ценностей, регулирующих коллективную жизнь, становятся подобны открытому рынку. Многие поставщики знания конкурируют между собой, борясь за благосклонность публики. А публика сталкивается с возможностью, если не необходимостью, выбора между альтернативными системами знаний, которые составляют представления о хорошей жизни – современные общества.

И в традиционных и в современных обществах - знание отдельных индивидов без серьезных расхождений смыкается с общепринятым знанием о жизни, которое привязано к относительно целостной системе ценностей. Передача знания не отделена от управления производством самого знания. Образование и прямое научение направлены здесь на обеспечение того, чтобы индивид думал и действовал в соответствии с основными нормами жизни данного общества. Контроль над всем тем, о чем публично говорят, чему публично учат, и что публично проповедуется, помогает предотвратить диффузию еретических взглядов. Конкуренция знаний, будь она внешняя или внутренняя, избегается или устраняется. Смысл тех или иных конкретных действий, а также того, что представляется хорошей жизнью, воспринимается как нечто само собой разумеющееся в качестве общепринятой и обязательной нормы.

Что касается содержания ценностных систем, современные общества в отличие от предшествующих характеризуются значительными расхождениями - внутренняя и внешняя конкуренция за производство и передачу знаний. Ценности не предписываются более в качестве обязательных для каждого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: