Культура России в 60е-90е гг. XIX в

Значительно повысился уровень грамотности народа. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. В некот. районах крестьяне в складчину заводили свои школы. Значительно шагнуло вперед среднее образование. Число гимназий и училищ значительно увеличилось. Возникли и женские ВУЗы. Распространению просвещения способствовали публичные библ-ки, музеи, всевозможные курсы и кружки. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев - Исторический музей и Третьяковская картинная галерея. В 1890 г. Россия стала третьей в мире (Герм., Фр.) страной по количеству названий выпускаемой лит-ры. Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. "Современник" (Чернышевский, Добролюбов), "Русское слово" (Писарев), "Русская мысль", "Русское богатство". Лидером либеральной публицистики был "Русский вестник" Каткова, затем "Вестник Европы" Стасюлевича. К 1891 г. В России сущ-вало 227 журналов и 296 газет. Наука. Величайшим научным открытием стал периодический закон хим. элементов, сформулированный Менделеевым. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере орган. Химии. Втор. Половина 19 в. Ознаменовалась рядом технических открытий: Яблочков и Ладыгин сконструировали электрические лампы, Попов - радиоприемник. Входят в быт телеграф и телефон. Во вт. половине 19 в на значительную, высоту поднялась росс. историч. наука. Историк Соловьев создал фундаментальную "Историю России с древнейших времен". Ученик Соловьева Ключевский больше внимания уделил народной жизни, быту, соц.-экономической истории. Лит-ра пореформенной эпохи опиралась на традиции "золотого века" русс. лит-ры - эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Вершиной русс. лит. стали произведения Достоевского "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", и Л. Н. Толстого "Война и мир", "Анна Каренина". "Воскресение". Роман Тургенева "Отцы и дети" отразил раскол между различными поколениями русского общ-ва и выход на общественную сцену нового героя - интеллигента - разночинца. В 1870 г. В русск. живописи появились люди, не хотевшие создавать, как было принято, картины на религиозные и мифолог-ие сюжеты. Они организовали "Товарищество передвижных выставок". Они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русс. общества. Передв.: Крамской, Перов, Репин ("Бурлаки на Волге", "Не ждали") большую роль играли богатые предприниматели-меценаты, например, Третьяков. Демократич. дух отразился и на музыке и театре. Композиторы Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Балакирев (они - могучая кучка) создавали оперы, использ. сюжеты из русск. историй и народные песни. В Москве и Петербурге открылись консерватории. Наиболее крупным русс. драматургом был Островский. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве, Верхние торговые ряды - ныне ГУМ, Городская дума Москвы. Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа 19-20 вв. "серебряного века" русской культуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: