Политика советского правительства в области культуры в 1920е - 1930е гг

Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в этой области являлось создание новой (социалистической) культуры и подъем общего культурного уровня народа. Наиболее значительной из общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организации послереволюционных лет был Пролеткульт. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры и подчинения искусства целям пролетарской борьбы. Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, просветительскими и другими организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусства (1936) и др. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим принципам. Творческая интеллигенция объединялась в единые общесоюзные организации - Союз советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934). Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский и др.). В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы ("философский пароход"), художники и литераторы, некоторые добровольно покинули Россию. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н.С. Гумилева, А.П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С. А. Есенина. Развернулась борьба с религией. В 1927 г. советская власть ликвидировала патриаршество (которое было восстановлено лишь в 1943 г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии. Тяжелым наследием дореволюционной России являлась массовая неграмотность. Конституция РСФСР закрепила право на полное, всестороннее и бесплатное образование. Доля грамотных среди населения выросла с 40% в 1917 г. до 90% в 1939г. С 1930 г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей пятилетки было введено всеобщее семилетнее (неполное среднее) образование. В то же время, в сельской местности оставались еще много неграмотных (23%). Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. Успешно трудились в эти годы А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития, В.И, Вернадский (биохимия и учение о биосфере) и др. Главной особенностью развития науки в 30-е годы стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Велись исследования в области ядерной физики. При этом ряд научных направлений были закрыты как "ложные": прекратились исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: