Охарактеризуйте государственное регулирование торговой деятельности в РБ

Воздействие государства на сферу товарного обращения с целью сбалансирования спроса и предложения осуществляется в следующих направлениях:

·управление налоговой и денежно-кредитной политикой;

регулирование цен и тарифов на отдельные социально значимые товары и услуги;

введение квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;

установление социальных, гуманитарных и экологических норм;

определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, представляемой в государственные органы;

разработка системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики (например, программы поддержки малого бизнеса) и т.д.

В Законе Республики Беларусь " О торговле " (2003) в главе 4 содержится перечень принципов, ограничений и мероприятий по поддержке и содействию торговле, которые можно сгруппировать в три блока:

правовой (антимонопольное законодательство, правила сертификации продукции, регламент проведения государственных закупок, правила работы бирж и т.д.);

финансово-экономический (налоги, кредиты, льготы, дотации, государственные программы и др.);

социальный (уровень минимальной заработной платы, размеры пенсий, пособий, выплат и т.д.).

Государственное регулирование основывается на двух группах методов:

прямых (законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование, государственный заказ);

косвенных (налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.).

18.Сформулируйте сущность, задачи и функции планирования

Планирование – разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием охватывается работа людей и движение ресурсов, нацеленных на получение заданного конечного результата.

Функция Сознательно-обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития фирмы

Приведение в относительное соответствие намерений фирмы и ее возможностей в обеспечении рынка товарами

Удовлетворение спроса потребителей в соответствующих товарах и получение максимальной прибыли

Цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;

средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

этапы и сроки выполнения работ;

исполнители плана по срокам и видам работ

методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

19. Охарактеризуйте стадии планирования

Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.

Экономическое прогнозирование. Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах.

Стратегическое планирование предусматривает разработку прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.

Разработка долгосрочного плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия.

20.Охарактеризуйте принципы планирования.

Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Предприятие представляет собой систему, процесс планирования также носит системный характер, так как все составляющие элементы здесь взаимосвязаны и взаимоувязаны и преследуют одну и ту же цель – ту, которая поставлена перед всем предприятием.

Принцип непрерывности имеет такое название в связи с тем, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки. Непрерывный характер планирования связан с существованием различных причин и факторов, влияющих на финансово-хозяйственное состояние, т. е. необходимостью предвидения будущего для защиты компании, необходимостью постоянных логических корректировок как в постановке целей, так и в формировании схемы действий по достижению этих целей. Кроме того, собственное представление о возможностях также может носить переменчивый характер. Вот почему планирование есть непрерывный процесс.

Принцип гибкости основан на переменчивости и стихийности экономической ситуации, что необходимо учитывать при управлении компанией. Планирование призвано как раз подстраиваться под эти изменения и процессы, какую бы амплитуду они не имели. Принцип гибкости означает, что любой план может быть изменен в зависимости от внешней и внутренней ситуации. При формировании плана необходимо учитывать все факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на процесс деятельности и финансовый результат предприятия.

Суть принципа участия напрямую зависит от принципа единства планирования. Этот принцип означает, что каждая структурная единица, каждый субъект этой единицы должен участвовать в процессе планирования независимо от участка работы, за который он отвечает. Так как процесс планирования затрагивает непосредственно всех работников предприятия, то и вносить свой вклад должны все. Иначе полнота отражения информации, а следовательно, качество планирования могут быть недостаточно эффективными.

Принцип научности означает, что процесс планирования должен быть научно обоснован, должен формироваться на основе достоверной информации и научных методах. Более того, этот принцип основан на идее о том, что в планах должны учитываться передовые разработки науки и техники, а также опыт работы других предприятий, достигших высоких результатов в своей деятельности.

Принцип обоснованности целей предполагает, что непосредственно сам процесс планирования, а также все его звенья и участники преследуют определенные цели, которые сводятся в одну главную цель – цель предприятия на будущий период. Важным моментом является то, что посредством анализа необходимо выделить те элементы этого процесса, от которых зависит результат планирования.

21. Охарактеризуйте методы планирования.

Нормативный метод планирования основывается на применении норм и нормативов, которые предполагается использовать в плане и соответственно в методике расчета показателей плана. На основе этого метода рассчитываются себестоимость продукции, фонд оплаты труда, размеры платежей, определяются размеры оборотных средств, составляется план материально-технического снабжения, определяются затраты по некоторым видам ресурсов (электрическая энергия). Если планируется изменение норм и нормативов в плановом периоде, то возможно применение поправочных коэффициентов.

Факторный метод планирования отличается тем, что не опирается на заранее заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные, а, наоборот, при соблюдении определенных правил и предосторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих факторов, причем скрытые (латентные). Факторный метод планирования позволяет выявить скрытые обобщенные факторы, которые в достаточной степени объясняют изменения изучаемого показателя.

Метод экономико-математического моделирования описывает экономические процессы и явления в виде экономико-математических моделей, основывается на принципе аналогии — возможности изучения объекта не непосредственно, а через рассмотрение другого, подобно ему и более доступного объекта, модели. Часто таким более доступным объектом является экономико-математическая модель.

Программно-целевой метод планирования — метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Программно-целевой метод разрабатывается главным образом для долгосрочного планирования. Он представляет собой применение к планированию системного подхода и основан на формулировании целей экономического развития, их разделения на подцели дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации.

22. Приведите классификацию планов

1. В зависимости от стадии общественного производства:

---планы произодства ---планы распределения

---планы обмена ---планы потребления

2. По степени комплексности:

---сводные ---специальные (более узкаянаправленность)

3. По степени охвата планированием:

---общее ---частичное

4. По предмету планирования:

---целевое ---программное

---планирование действий

5. По длительности планового периода:

---долгосрочное (стратегическое) - на срок более 5лет

---среднесрочное - конкретизирует долгосрочные (от 1-5лет)

---краткосрочное (текущее, оперативное) - до 1года

6. По функционально-целевому назначению:

---план торговой деятельности в разрезе основных показателей (товарооборот, издержки обращения, доходы)

---производственно-торговый

---финансовый (доходы и расходы предприятия)

---коммерческий (связанный с товароснабжением и оценкой использования товарных запасов)

---план социального развития предприятия

---инвестиционный (план капитальных вложений)

---бизнес-план

23.Раскройте содержания плана хозяйственной деятельности торговой организации

1).описать вид и тип предприятия

2).определить конкретные направления деятельности (специализация, рыночная ниша, возможное место на данном сегменте рынка)

3).рассчитать финансовые потребности, определить источники получения финансовых ресурсов с указанием размера и сроков возврата денежных сумм

4).уточнить направления использования денежных средств

5).определить потребность в кадрах, их количестве, квалификация и оплате труда

6).составить план действия по выходу и закреплению на рынке

7).учесть положение действующего законодательства

8).оценить конкурентное окружение и изучить рынок

9).разработать программу продвижения товаров на рынок, включающую затраты на рекламу, стимулирование продаж, расширение каналов сбыта и т. п.

10).определить ценовую политику предприятия и динамику цен на выбранном рыночном сегменте

11).установить цели по объёмам продаж с выделением отдельных этапов, выбрать формы и методы продажи товаров

12).исследовать условия предложения товаров производителями (поставщиками)

13).составить план доходов и расходов и др. разделы финансового плана

24. Обоснуйте значения экономического анализа для обоснования планов хозяйственной деятельности торговой организации

Экономический анализ – это система научных средств познания экономики с целью ее дальнейшего развития. Как специфический вид управленческой деятельности он предшествует принятию решений, предопределяет и уточняет принятые решения. На основе обработки, обобщения и изучения определенной информации анализ позволяет глубоко и всесторонне познать анализируемый объект.

Экономический анализ является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования управленческих решений. С помощью экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, проводится сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающий сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ конкретных потребителей и оценка последними качества выпускаемых товаров, проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности. Разнообразный методический инструментарий позволяет изучить внутреннюю и внешнюю среду фирмы, оценить результаты деятельности всего предприятия, его структурных подразделений, отдельных работников; определить конкурентную среду и место субъекта хозяйствования на конкурентном рынке.

25. Сформулируйте сущность, задачи, виды бизнес планов

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Горизонт планирования - от 1 года до 5 лет, как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.

Бизнес-план решает следующие задачи:

· определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия;

· разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов;

· определение необходимых ресурсов и поиска их источников;

· выявление проблем, с которыми возможно придется сталкиваться;

· организация системы контроля за ходом осуществления плана;

Виды 1. Внутренний бизнес-план – бизнес-план для работы предприятия. Такой документ необходим любой компании для осуществления успешной деятельности. Внутренний бизнес-план планирует дальнейшее развитие предприятия, прогнозирует уровень различных показателей его деятельности. Это «рабочий» бизнес-план, в который постоянно вносятся коррективы в соответствии с изменениями на фирме и во внешней среде, пройденным опытом, что помогает предположить, как будут обстоять дела на предприятии в будущем. Бизнес-план для предприятия рассматривает все препятствия и проблемы, которые могут встать перед компанией, предлагая возможные способы их решения. Внутренний бизнес-план помогает предприятию развиваться в нужном русле в соответствии с финансовыми, материальными и трудовыми показателями на каждый данный момент, а также с учётом ситуации на рынке.
2. Бизнес-план для получения инвестиций. Понятно, что целью такого бизнес-плана является привлечение инвесторов, поэтому весь документ построен на анализе их эффективного и наиболее выгодного освоения компанией. Инвестиции могут быть необходимы как для создания нового предприятия, так и для модернизации действующей фирмы. Бизнес-план только создаваемой компании должен рассматривать перспективы развития бизнеса и освоения инвестиций, характер маркетинговой политики, конечно, такой документ будет основан только на предположениях. В бизнес-плане действующего предприятия может быть учтён и личный опыт, на примере которого можно предположить, какие именно части компании требуют инновационных технологий для улучшения её деятельности. Главным в бизнес-плане, предназначенном для инвесторов, должны быть такие пункты, как степень риска, срок окупаемости и получения чистой прибыли от вложенных средств.
3. Бизнес-план для получения кредита. Содержание такого документа несколько отличается от бизнес-плана, предназначенного для инвесторов. Кредиторы будут обращать внимание в первую очередь на обоснование потребности в кредитных средствах, уровень платёжеспособности заёмщика, а также наличие залогового имущества. Поэтому в бизнес-плане, предназначенном для кредиторов, следует делать упор на то, каким образом вам поможет заёмный капитал, чем вы сможете его обеспечить, а также каков уровень ожидаемой прибыли. Необходимо помнить, что чем больше в бизнес-плане доказательств способности предприятия расплачиваться в будущем по кредиту при наличии высоколиквидного имущества, тем больше шансов получить кредитные средства.
4. Бизнес-план для получения гранта. Если предприятие рассчитывает на государственную поддержку или помощь со стороны общественных фондов, то бизнес-план в таком случае должен иметь социальную направленность. В бизнес-плане для получения гранта следует обозначить то, какую пользу городу, региону, населению принесёт ваша компания, при выдаче грантов особое внимание обращается на социальные цели компании. Здесь не важен уровень прибыли, большое значение имеет гуманность бизнес-проекта.

26.Раскройте содержания бизнес плана

1. Резюме. Этот раздел можно назвать важнейшим, так как именно с резюме начинают инвесторы рассматривать Ваш бизнес-план и многие на этом и останавливаются, потому что в нем содержится практически вся основная информация о проекте.
2. Описание предприятия. Раздел содержит сведения о предприятии и его положении на рынке, организационно-правовой форме предприятия, об основных видах деятельности, владельцах и финансовых показателях, отличия компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
3. Описание продукции. Этот раздел бизнес-плана содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
4. Анализ рынка: характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов.
5. Маркетинговый план: стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж.
6. Производственный план. Включает такие данные, как:
- потребность в площадях (производственных, складских, офисных и иных);
- потребность в оборудовании, пути получения, условия и сроки поставки;
- программа производства и реализации продукции на 3 года (1 год в поквартальной или помесячной разбивке);
- прямые затраты
7. Организационный план: основные участники предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), организационная схема предприятия, показывающая внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
8. Инвестиционный план. Содержание раздела:
- календарный план с указанием отдельных этапов;
- приведение необходимых финансовых ресурсов для их выполнения;
- установление взаимосвязей между этапами;
- формирование активов предприятия.
9. Финансовый план. Включает такие данные как:
- сметная стоимость проекта и источники финансирования проекта;
- налоговые выплаты и отчисления;
- затраты по обслуживанию заемных средств;
В него также включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта.
10. Анализ рисков проекта. В разделе оценивается, какие риски наиболее вероятны для проекта, их последствия, и степень их влияния на конечный финансовый результат.
11. Пояснения. Необходимые разъяснения и рекомендации.
12. Приложения: документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: