= Мертвецы прадеды Ефет, Сафет, Еракий: Волог. г., Зелен., 232.
( 1 упоминание.
(Исцеляют: людей от зубной боли.
( Имя Ефет и титул прадеды позволяет сопоставить троицу с сыновьями ветхозаветного праотца Ноя Симом, Хамом и Иафетом; ср. также греч. бога Гефеста, в древнерусской передаче - Ефестъ.
ЖУБРИЛО МУЖ
= Бел муж Жубрило: Арх. г., Ефим. 2, 185.
( 1 упоминание.
( Имена на - ило осознаются как отглагольные образования уже в XV в., до того же характеризовались уменьшительным значением (см.: Сузанович 1976, 75). По Далю (1989, т. 1, 546), жуборить, жубрить - 'есть с трудом на одни зубы; жевать мешкотно, кое-как' (влад., влгд., прм.) // Олон. 'шамкать, говорить вяло, невнятно, либо тихо, вполголоса'. Отглагольное существительное от последнего жубря. Если же предположить, что -б- является результатом переосмысления или описки, то ср. также журила - 'брюзга, ворчея, клопотун', а также 'гулящая женщина или девка' (Даль 1989, т. 1, 548). Ср. также теоним Ярила. Можно предположить, что перед нами своего рода субститут-заменитель исходного мифологического теонима в результате табуирования или просто гонений на язычество.
(Помогает: в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (загоняет горностаев в ловушки).
( Мотив белого человека на белом коне (его бьют серебряным прутом, полученным от Богородицы).
ЗАХАР МАГДАЛИНЫВИЧ, ЖЕНА ДАРЬЯ, СЫН НИКИТА
= Жи(бы(Захар Магдалинывич, жана Дарья, а сын Никита: Смол. г., Добр., 214.
( 1 упоминание.
(Помогают: от притки (сглаз).
ЗВЕРИОНА И ВИОНА МАТУШКИ
= Матушки Звериона и Виона: Рязан. о., Череп., 81. Ср. Соломония бабушка ®.
( 1 упоминание.
(Защитницы.
ИВАН МАРИИН СЫН
= Иван (Мариин сын): ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 493, 507.
( 1 упоминание.
(Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Мотив отстреливания болезней.
ИВАН МЕРТВЕЦ
= Иван мертвец: Арх. г., Ефим. 2, 201-202.
( 1 упоминание.
(Исцеляет: людей от зубной боли.
( Лежит в гробнице в Лазаревой церкви, ведет диалог с мертвым Лазарем ®; ср. Макария ®.
ИЛЬЯ МУРОВЕЦ
= Илья Муровец: Амур, Азад., 08.
( 1 упоминание.
(Исцеляет: людей от болезней, в том числе усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови(1982, 396).
( Известный былинный богатырь. Впрочем, существовал и святой Илия Муромский (память 19 декабря), нетленные мощи которого хранились в Киеве. Но никакой подтвержденной связи между ним и эпическим образом не обнаружено (об этом см., напр.: Пыпин 1891, т. 1, 303).






