Все будет хорошо?

Нервно курю в запущенном дворе детского отделения Инсти­тута онкологии в ожидании окончательного приговора ребенку, которого три часа назад привез на обследование. Шансов на госпитализацию почти нет. У них всего сорок пять мест и остов недостроенного с 1994 года корпуса. Случайно взгляд падает на асфальт, где детской рукой выведено мелом: «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!» Немедленно два стыда сливаются воедино. Стыда за проклятую беспомощность взрослых в самых чувствительных сферах нашей жизни, будь то медицина или образование. И стыда за те неизбежные моменты в жизни, когда любые по­пытки отстоять здравый смысл и что-то изменить к лучшему ка­жутся бессмысленными. Одним словом, за грех уныния. Ведь пока мы, по слабости душевной, позволяем себе сомневаться, ребенок даже в таком мрачном месте продолжает надеяться...

Он ждал этого события больше двадцати пяти лет. Сначала молодым учителем, а затем директором школы. Все эти годы с маниакальным упорством начинал каждый педсовет одной и той же сакраментальной фразой: «Когда мы построим новую школу...» Этим же заклинанием из последних сил удерживал молодые учительские кадры, готовые разъехаться из деревни. Тем временем и они старели вместе с ним в ожидании обещан­ного чуда.

И чудо случилось. Первого сентября в селе Черешня, что в Краснодарском крае, Арут Суренович Кармрян открыл новую школу, построенную в полном соответствии с европейскими стандартами.

— Входите с левой ноги, — предупреждает директор.

-?

— С левой — значит от сердца.

Со смехом рассказываю, как много лет назад, открывая но­вое здание своей школы, пытался запустить туда кошку. Кошка, демонстрируя явное пренебрежение к храмузнаний, уперлась, и пришлось тащить ее на ошейнике.

— А моя девяностодвухлетняя бабушка посоветовала пер­вой ввести в школу девушку в белом платье. Первой в школу должна войти чистая душа!

— Это армянская традиция?

— Просто совет мудрого человека. Что же касается нацио­нального состава, то у нас в селе, как в Ноевом ковчеге, кого только нет. У меня жена русская. Она и дочь работают здесь же.

По мере его рассказа о горном селе, где девятьсот семей давно переплелись корнями, абстрактное понятие «поликуль­турность образования» начинает обретать зримые, осязаемые формы. (А накануне в Нальчике, где у меня много друзей-ди­ректоров школ, шли бои.) Проблем у этого директора хватает: и зарплата низкая, и кадры стареют, но он счастлив. Будет шко­ла — будет село. Рядом с ним невозможно не улыбаться. Два радостных пожилых мужика полутяжелого веса — уже немало. Но был и третий. Молодой директор школы № 49 города Сочи Олег Николаевич Данилов. (Он и привез нас в гости.) Жи­вет вдвоем с мамой в служебной однокомнатной квартире. По­тому и не женат. Жилья себе не построил, зато методом народ­ной стройки соорудил пристройку к школе. А теперь пытается ее узаконить в борьбе с пожарниками, СЭС и другими носите­лями государственности. Глядя на коллег, подумалось: таких встарь называли столпами общества. Если государство, нако­нец, очнется и начнет поддерживать этих людей, тогда действи­тельно все будет хорошо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: