Сказал имам Аш-Шаукани: "В нем доказательство на запрещение жить среди куффар и обязательность отделения от них. Несмотря на "разговор" в иснаде хадиса, на его достоверность указывает аят "Не сидите с ними, пока они не начнут разговаривать о чем-то другом. В противном случае вы подобны им" (Сура Аннисаъ, 140)
Конец цитаты.
Так же многие другие хадисы с подобным смыслом, которые мы не приводим в целях сохранения краткости этого послания, указывают на сказанное нами выше.
2. Разбор мнения некоторых ученых об отменённости хиджры.
Разбирая вопрос хиджры в общем, видится уместным затронуть мнение некоторых из ученых, которые считали хукм об обязательности хиджры отменённым, опираясь на хадис от ибн Аббаса который пришёл в сахих аль Бухари: «Нет хиджры после открытия Мекки»
Согласно известному правилу "ахли сунна валь джамаа", сами по себе слова ученых не являются доказательством, однако лишь подкрепляют понимание этих доказательств, а доказательства это слова Аллаха, слова посланника мир ему и благословение и единогласное мнение сподвижников, если состоялось.
|
|
Упомянул это шейхуль Ислам ибн Теймия в начале "Китаб аль Иман аль Кабир"
По этой причине мы разберем только доказательство, на которое опиралась эта группа ученых, а это хадис ибн Аббаса в сахих аль Бухари: "Нет хиджры после открытия Мекки", утверждая, что этот хадис отменяет все остальные тексты об обязательности хиджры.
Утверждение же это является крайне слабым по следующим причинам:
Во первых:
Этот хадис разъясняется другим достоверным хадисом, пришедшим от Аиши, да будет доволен ею Аллах, в "Ассахих" аль Бухари, "Что она была спрошена о хиджре, и сказала: " Нет сегодня хиджры, раньше верующий убегал ради своей религии к Аллаху и Его посланнику, боясь, что попадет в фитну, а на сегодняшний день Аллах возвысил Ислам, и верующий поклоняется Аллаху, как пожелает ". Хадис номер 3900.
Польза, содержащаяся в данном хадисе:
1)Отмена хиджры в Мекку в разбираемом выше хадисе произошла по определенным причинам, а именно - по причине отсутствия необходимости в ней, возвышения Ислама и возможности у верующего полностью исповедать свою религию.
Значит, когда всё обстоит наоборот (а это положение в наши дни), хиджра является узаконенной и обязательной, точно так же, как была во время пророка, мир ему и благословение. И это понятно из её слов: " Нет сегодня хиджры, раньше верующий сбегал ради своей религии, а на сегодняшний день Аллах возвысил Ислам…"
2)Хиджра делается из мест, в которых есть опасение попасть в фитну, что берется из её слов "Сбегал ради своей религии, боясь попадания в фитну"
|
|
3) Хиджра делается к Аллаху и Его посланнику - в место, где возвышен Ислам и есть возможность поклоняться Аллаху в полной мере и враждовать с врагами Аллаха, и это понятно из её слов, разъясняющих отсутствие хиджры на тот момент: " а на сегодняшний день Аллах возвысил Ислам, и верующий поклоняется Аллаху, как пожелает ", даже если это не является отдельным государством. Как это имело место быть при переселении в Эфиопию и Медину в самом начале, когда она ещё не являлась дар аль Ислам.
И мы надеемся на искренность верующего, заключающуюся в его удовлетворении пониманием сподвижников и матери правоверных, более осведомлённых о смысле слов "Нет хиджры после открытия Мекки", присутствовавших при этих событиях и лучше понимавших происходившее, нежели мнением пришедших позже ханафитов.
Во вторых:
То, что сказано об этом такими учёными, как ибн Къудама аль Макъдиси в "аль Мугъни", опровергая сказавших об отмененности хиджры:
«У нас есть то что передается от Муавия: «Я слышал, как сказал посланник Аллаха «Не прекратится хиджра, пока не прекратится тауба, и не прекратится тауба пока не выйдет солнце с запада» Привел Абу Дауд
А так же аят из суры "Анниса" с явным смыслом об обязательности хиджры.
Сказал Всевышний:
: {إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلائِكَةُ ظَالِمِي أَنْفُسِهِمْ قَالُوا فِيمَ كُنْتُمْ قَالُوا كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الْأَرْضِ قَالُوا أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُوا فِيهَا فَأُولَئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَسَاءَتْ مَصِيراً } (النساء:97)
Те, которых ангелы упокоят творящими несправедливость к самим себе(и будут бить по их лицам и спинам), им скажут(ангелы): "В каком положении вы находились?" (Среди мусульман вы были или среди многобожников?)Они ответят: "Мы были слабыми на земле".(Ангелы) скажут им: "Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вы переселились на ней?"(К мусульманам).Их убежищем будет джаханнам, и скверное это место!
Множество других текстов с подобным смыслом, свидетельствующих об обязательности и узаконенности хиджрыи отсутствие ясного шариатского текста,который бы указывал на их отменённость, вынуждают нас обратиться к известному шариатскому правилу, которое гласит:
"Использование обоих доказательств первостепенней, чем оставление одного из них".
Поэтому нельзя утверждать об отменённости, имея возможность объединить между двумя текстами.
Потому что "Насх" (в данном случае) это аннулирование шариатского текста и его хукма, а ведь является запрещенным аннулировать хукм из книги Аллаха без стопроцентной уверенности и это называется "та'тыль" (аннулирование хукма текста) и является из особенностей ахли бид'а.
Подытоживая вышесказанное, смысл хадиса " Нет хиджры после открытия Мекки " можно заключить в следующее:
ü Обязательность хиджры из определенной местности может как отменяться, так и становиться обязательной в зависимости от окружающей действительности и изменившихся свойств и описаний этой местности, будучи непосредственным образом связанной с возможностью исповедовать религию и выполнять все возложенные ваджибаты(обязанности) в полной мере и отсутствием таковой.
|
|
А мнение об отменённости хиджры по причине противоречия шариатским текстам, правилам и пониманию сподвижников является неправильным, в сторону которого даже не смотрят.
3. Высказывания ученых в данном вопросе:
Сказал Хафиз ибн Хаджар: "Также мудрость обязательности совершения хиджры для принимавших Ислам заключалась в оберегании мусульман от мучений со стороны кафиров, так как они мучали принимавших Ислам из них до тех пор, пока они не оставят свою религию, и было ниспослано относительно них: "Те, которых ангелы умертвят чинящими несправедливость к самим себе, им скажут "среди кого вы были?" они скажут "мы были слабыми на земле", им скажут "А разве земля Аллаха не была обширной, чтобы вы на ней переселились?"
И хукм такой хиджры остается действительным для принявшего Ислам в дар аль куфре, в то время как он способен выйти оттуда. (Фатх аль Бари, 6\38)
Сказал аль Хаттаби: Хиджра узаконилась, когда переселился посланник Аллаха, мир ему и благословение в Медину, это было переселение к нему для присутствования с ним в сражениях и обучения положениям религии. Утвердил это Аллах в нескольких аятах и даже отрезал дружбу между теми, кто переселился и теми, кто не переселился, а когда открылась Мекка и вошли в Ислам люди всех поселений, отменилась обязательная хиджра и осталась желательная. (Маалиму Ссунан, том 3, стр.7)
Сказал Багъавий: "Так же объединить между текстами можно другим способом, то есть: Его слова "Нет хиджры после открытия", имеется ввиду здесь хиджра из Мекки в Медину.
Что касается его слов "Не прекратится хиджра", то под этим имеется ввиду хиджра из дар аль куфра для принявшего Ислам в землю Ислама.
А также можно понять по другому, а именно, что его слова "Нет хиджры" то есть непосредственно к пророку, мир ему и благословение, были сказаны, отменяя запрет на возвращение к себе на родину без взятия на то разрешения.
|
|
А его слова "Не прекратится хиджра", то есть для переселяющихся в ином положении, наподобие бедуинов и подобных им.
Слова ибн Умара разъясняют истинный смысл этого, в передаче Исмаилия со следующим текстом: "Прекратилась хиджра к посланнику Аллаха после открытия Мекки, но не прекратится хиджра, пока продолжается сражение с кафирами" (Привел ибн Хиббан в "сахих"(4866), и привел Аннасаи вторую половину(4173))
Смысл этого: Пока есть на свете земля куфра, для принявшего Ислам и опасающегося фитны за свою религию, является обязательной хиджра с этой земли, и следует из этого хадиса, что если не останется на свете земли куфра, хиджра прекратится, по причине прекращении того, что обязует совершать её.
(Шарх Сунна, том 10, стр. 373)
И высказал ибн Аттийн: "Хиджра с Мекки в Медину была обязательной, и кто оставался в Мекке без оправдания после хиджры пророка, мир ему и благословение в Медину, тот был кафиром".