ТЕКСТ 12. вишвам ваи брахма-тан-матрам самстхитам вишну-майайа

вишвам ваи брахма-тан-матрам самстхитам вишну-майайа

ишварена париччхиннам каленавйакта-муртина

вишвам - материальный проявленный космос; ваи - несомненно; брахма - Всевышний; тат-матрам - тот же самый, что и; самстхитам - находящийся; вишну-майайа - энергией Вишну; ишварена - от Личности Бога; париччхиннам - отделенный; калена - вечным временем; авйакта - непроявленным; муртина - этим аспектом.

Кала - непроявленный безличный аспект Господа - отделяет материальный космос (как материальную энергию Всевышнего) от Самого Верховного Господа. Мироздание существует как объективное проявление Господа и находится под властью все той же материальной энергии Вишну.

КОММЕНТАРИЙ: Ранее, обращаясь к Вьясадеве, Нарада сказал (Бхаг., 1.5.20): идам хи вишвам бхагаван иветарах - проявленный мир есть не что иное, как Сама Личность Бога, однако нам кажется, будто он существует независимо от Господа. Причина этого в том, что материальный мир отделен от Господа калой. Он подобен человеческому голосу, записанному на магнитную ленту и существующему отдельно от человека. Подобно тому как звуки голоса закрепляются на магнитной ленте, весь материальный космос покоится на материальной энергии и благодаря кале кажется отделенным от Господа. Следовательно, материальный мир - это объективное проявление Верховного Господа, Его безличный аспект, которому уделяют такое внимание философы-имперсоналисты.

ТЕКСТ 13

йатхеданим татхагре ча пашчад апй этад идришам

йатха - как он есть; иданим - сейчас; татха - таким же он был; агре - в начале; ча - и; пашчат - в конце; апи - также; этат идришам - останется таким же.

Материальный космос в том виде, как он существует сейчас, был таким в прошлом и таким же останется в будущем.

КОММЕНТАРИЙ: Процессы сотворения, сохранения и разрушения материального мира протекают с определенной периодичностью, о которой говорится в «Бхагавад-гите» (9.8): бхута-грамам имам критснам авашам пракритер вашат. Этот мир, каким мы видим его сейчас, уже существовал в прошлом и был разрушен, так же как будет разрушен тот мир, в котором мы живем, а после разрушения он будет снова сотворен, опять будет существовать в течение какого-то времени и снова будет разрушен. Таким образом, циклическая деятельность фактора времени непрерывна, вечна и ее никак нельзя назвать иллюзорной. Проявленный материальный мир является временным и непостоянным, но, вопреки мнению философов-майявади, он отнюдь не иллюзорен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: