Искусство Италии 151




93 Церковь Сан Микеле. Западный фа
сад. 1117-1155 гг. Павия

94 Собор, кампанила и баптистерий.
1063-1350 гг. Пиза


ченце (1122—1158; завершен в 1233 г.), ансамбля в Кремоне. Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117—1307 гг.) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Фасад Пармского собора украшен легкими аркадами и портиками, карликовые галереи придают ему ажурность. Восьмигранное здание Пармского баптистерия опоясано шестью воздушными галереями и прекрасно сочетается с фасадом собора. Сооружение баптистерия в Парме и его скульптурная декорация связаны с именем Бенедетто Антелами. Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе, в Тоскане. Строительство его было начато закладкой собора в 1063 году на окраине города на зеленом лугу. Возглавил предприятие


мастер с греческим именем Бускето. Рукава трансепта пятинефного собора представляют собой, в сущности, две маленькие трехнефные базилики с апсидами — композиция, восходящая еще к идеям восточнохристианской архитектуры V века. После 1118 года строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф и возвел фасады. Ему обязано главное святилище Пизы своими легкими аркадами и цветной облицовкой из белого и черного (с серо-голубым оттенком) камня с мраморными инкрустациями. На ярком южном солнце собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. В 1153 году был заложен Пизанский баптистерий. Архитектор Диотисальви начал его аналогичным соседнему собору.


Строительство звонницы в Пизе было начато в 1174 году, как предполагают, Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и мастером Бонанно. Подобно собору и баптистерию, она имеет монолитное основание, окруженное слепыми аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей. Так возник единый лейтмотив ансамбля, объединивший все три здания. Вследствие неравномерной осадки грунта пизан-cкая кампанила наклонилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать падению звонницы, последний ярус, построенный в 1301 году, с целью восстановить равновесие был смещен в сторону противоположную наклону башни. «Падающая башня», собор и баптистерий в Пизе в сочетании с готическим кампосанто (кладбищем) составля-


ют исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль38. Центр Тосканы — Флоренция создала собственный стиль архитектуры, продолжавший по зд не античные традиции. Полихромная мраморная облицовка в сочетании с элементами античного ордера придала флорентийским культовым зданиям светлое, праздничное звучание и позволила говорить о «Проторенессансе».

В восьмигранном баптистерии Сан Джованни (ок. 1060—1150 гг.), который так любил Данте, — ядро его составляет, по-видимому, позднеантичная постройка — характерна «двухслойная» обработка фасадов: ряд легких пилястр, колонок и арок образуют объемный слой, фоном служит плоская инкрустация из ар-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow