В лабораторных экспериментах, проведенных еще в 50-е годы Р. Бейлзом, Л. Картером с сотрудниками, Ф. Слейтером, a также в предпринятом тогда же Д. Хомансом теоретическом анализе группового поведения было отчетливо показано, что выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Причем, этот вклад имеет как минимум две крупные сферы его приложения:
· сферу инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи;
· сферу эмоциональной активности группы, имеющую к решению хотя и весьма существенное, но до известной степени опосредованное отношение.
Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: инструменталь-ного (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера.
Управленческий аспект лидерства хорошо просматривается и в ряде других, специфичес-ких, лидерских ролей, нередко выделяемых исследователями либо в связи с анализом функций лидерства, либо применительно к отдельным ситуациям групповой жизни. Такова, например, роль лидера-организатора, осуществляющего функцию групповой интеграции, или роль лидера-диспет-чера в игровой спортивной деятельности, ведущего игру партнеров, своего рода дирижера на спортивной площадке, роли лидера-генератора идей и лидера-мотиватора в научных коллективах.