Изучение истории предполагает не только упорядочивание в хронологическом порядке давно свершившихся событий, но и понимание влияния социальных общественных сил на деятельность организаций в динамике. Изучение истории - это обучение
стратегическому мышлению, умению взглянуть на происходящее со стороны, рассмотреть за отдельно стоящими деревьями лесную чащу, улучшение концептуальных навыков. Прежде всего мы рассмотрим взаимодействия организаций и социальных, политических и экономических сил.
Под социальными силами мы понимаем направляющие и воздействующие на взаимоотношения людей аспекты культуры, и прежде всего ценности, потребности и нормы поведения. Социальные силы формируют то, что называют социальным контрактом — неписаные, общие правила и понятия о взаимоотношениях между людьми, в том числе между начальниками и подчиненными («человек слова», «сделал дело, гуляй смело»).
Термин политические силы применяется для характеристики воздействия на людей и организации политических и законодательных институтов. К ним относятся базовые предположения, лежащие в основе политической системы государства, такие как желание управлять самим собой, право собственности, правила заключения договоров, понятие о правосудии, правила определения вины или невиновности. Окончание холодной войны и «триумфальное шествие» капитализма — политические силы, оказывающие значительное влияние на современный бизнес. Переход к рыночной экономике государств Восточной Европы еще раз подчеркивает возрастание степени взаимозависимости различных стран мира. Изменения внешней среды обусловливают и перемены в воззрениях менеджеров. Не менее мощная политическая сила — усиление влияния простых граждан, обусловливаю-цее невиданную диффузию власти как внутри отдельных стран, так и между ними. Граждане требуют полномочий, возможности участия и права взять на себя ответственность во всех сферах своей жизни, включая, разумеется, и сферу труда. Таким бразом, менеджеры должны делиться властью, а не узурпировать ее.
Экономические силы определяют доступность, производство и распределение общественных ресурсов между конкурирующими пользователями. Ресурсы требу-отся любому правительству, армии, церкви, учебным заведениям и коммерческим организациям, ибо они используются для достижения поставленных целей. Дос-упные обществу ресурсы ограничены, и экономические силы устанавливают пропорции их распределения. Ресурсы подразделяются на человеческие и материальные, естественные и произведенные человеком, физические и концептуальные. Даже ели первоначально какой-то ресурс оценивается как неограниченный, со временем потребность в каждом из них возрастает и возникает необходимость их распределения между конкурирующими пользователями. Экономический дефицит часто становится стимулом для технологических инноваций, направленных либо на повышение объема доступных ресурсов, либо на снижение их потребления. Так, внедрение в 1913 г. на заводе Highland Park компании Ford конвейерного производства позволило сократить количество человеко-часов, необходимых для выпуска автомобиля, с 12 до 1,5, в результате чего дневная заработная плата рабочих была увеличена в два раза (до $ 5) при уменьшении рабочего дня. Каждые 10 секунд с конвейера сходила новая «Модель Т», и снижение цен на нее позволило.Fora?уже в 1923 г. завоевать 57 % рынка.
Часть 1. Введение в менеджмент
Глава 2. Исторический обзор