Анализ причин низкой эффективности промышленных предприятий позволил молодому американскому инженеру Фредерику Уинслоу Тейлору высказать предположение о том, что основным препятствующим росту производительности труда рабочих фактором является низкий уровень менеджмента. Исследователь пришел
к выводу о необходимости изменения принципов управления и, что очень важно, он призывал осуществлять их в строгом соответствии с научными рекомендациями. Ф. Тейлор стал основоположником научного менеджмента, или одной из областей классического направления менеджмента, в которой основное внимание уделялось проблемам повышения производительности труда посредством внесения в процесс управления научно обоснованных изменений. Ф. Тейлор утверждал, что на смену основанным на практике и традициях решениям должны прийти точные, разработанные после тщательного изучения конкретных ситуаций процедуры2.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) — «отец научного менеджмента» |
Предложенный Ф. Тейлором подход был апробирован на одном из заводов компании Bethlehem Steel (1898 г.). Перед исследователем была поставлена задача добиться повышения производительности труда
на разгрузке железнодорожных вагонов с железной рудой и погрузке готорой продукции. Предварительный анализ Ф. Тейлора показал, что устранение лишних движений в процессе труда, использование более совершенного оборудования и изменение процедуры позволят повысить производительность каждого рабочего с обычных 12,5 до 47,5 т стали. Кроме того, ученый предложил ввести стимулирующую систе-гу оплаты труда, когда выполнивший норму рабочий получал за смену $ 1,85 (обыч-ю — $ 0,70). Производительность труда на Bethlehem Steel резко возросла букваль-:о в течение 24 часов.
Усилия «отца научного менеджмента» Ф. Тейлора были поддержаны другими ис-ледователями. Широкую известность получил предложенный Генри Ганттом график Гантта, отображающий плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса [роизводства. Трудно переоценить и вклад в научный менеджмент супругов Лилиан [ Фрэнка Гилбретов. Посвященные анализу движений работников в процессе труда ^следования Ф. Гилбрета (1868-1924) во многом совпадали с научными интересами Ф. Тейлора, но проводились независимо от него. Ф. Гилбрет уделял особое внимание рационализации труда и прославился своим стремлением найти «наилучший способ» выполнения той или иной работы. Особую известность получили его предложения по оптимизации движений каменщиков и работы хирургов, позволившие резко сократить время пребывания пациента на операционном столе. Научные интересы Лилиан Гилбрет (1878-1972) были в большей степени сфокусированы на человеческих аспектах труда. Ее муж умер в возрасте 56 лет, оставив «на руках» у Л. Гилбрет 12 детей, младшему из которых'было 2 года, а старшему —19, но «первая леди менеджмента» продолжала свою научную работу. Она закончила работу над архивом супруга, продолжала проводить семинары и консультации, читала лекции и получила ученое звание профессора Университета Парду.Перу Л. Гилбрет принадлежат пионерские работы в сфере организационной психологии и управления персоналом.
Лилиан и фрэнк Гилбреты проводят Исследование с помощью при-°Ра для «изучения движения» |
Основные идеи научного менеджмента представлены в табл. 2.1. Использование данного подхода предполагало разработку менеджментом стандартных процедур для каждого вида деятельности, предварительный отбор работников, обладающих соответствующими способностями, обучение наиболее эффективным методам труда, обеспечение процесса выполнения рабочих заданий и устранение возможных препятствий, а также обеспечение материального стимулирования. Практическое применение принципов научного менеджмента позволило добиться повышения производительности труда, но недостаточное внимание к возрастающим потребностям сотрудников и социальному контексту труда привело к усилению конфликта между менеджментом и рабочими. Распространение научного менеджмента способствовало более интенсивной эксплуатации наемных работников, что отнюдь не
способствовало гармонии и сотрудничеству, к которым стремились Ф. Тейлор и его последователи. БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Еще одна научная школа классического направления менеджмента, разработанная европейским ученым Максом Вебером (1864-1920), систематическая, предполагающая анализ организации как единого целого концепция бюрократических организаций. В конце XIX в. многие европейские компании управлялись на «личной», семейной основе, т. е. работники трудились на определенного человека, а не на организацию. Данная практика имела ряд негативных особенностей: организационные ресурсы использовались скорее для удовлетворения индивидуальных желаний, нежели целей компании (обслуживания покупателей). М. Вебер отстаивал мнение о том, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, и определил эту организационную форму как бюрократию. Итак, концепция бюрократической организации представляет собой одну из областей классического менеджмента, в которой основное внимание уделяется рациональному, безличному управлению посредством четкого определения должностных обязанностей и ответственности работников, ведения формальной отчетности, разделения собственности и управления. Основные характеристики бюрократической организации представлены в табл. 2.2. |
54 ____________________ Часть 1. Введение в менеджмент
Таблица 2.1. Основные принципы, достоинства и недостатки научного менеджмента
Общий подход
• Разрабатываются стандартные методы выполнения рабочих заданий
• Проводится отбор работников, обладающих способностями для выполнения кон
кретных заданий
• Работники обучаются стандартным методам труда
Ф Менеджмент обеспечивает поддержку выполнения рабочих заданий (планирование и устранение помех)
» Использование материальных стимулов способствует увеличению производительности труда
Достоинства
» Получил подтверждение тезис о значении высокой оплаты труда
» Были проведены научные исследования процессов выполнения различных работ
и задач
* Была продемонстрирована важность отбора и обучения работников
Недостатки*
Не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работников • Не признавались различия между индивидами» Менеджеры, как правило, низко оценивали уровень профессионализма рабочих и игнорировали их идеи и предложения
Глава 2. Исторический обзор
Таблица 2.2. Характеристики бюрократической организации по М. Веберу
Элементы бюрократии
1. Разделение труда осуществляется в соответствии с четкими определениями пол
номочий и ответственности работников, которые рассматриваются как офици
ально узаконенные обязанности
2. Должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формаль
ными полномочиями, при этом каждая должность находится в подчинении у
вышестоящей
3. Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляются в соответствии с
их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответ
ствии с опытом и обучением
4. Все административные акты и решения оформляются в письменном виде. Веде
ние записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во вре
мени
5. Менеджеры не являются собственниками организации
6. Менеджеры работают в соответствии с правилами и процедурами, что, как пред
полагается, гарантирует надежность, предсказуемость их поведения. Правила
являются безличными и в равной степени относятся ко всем работникам
Источник: Max Weber, The Theory of Social and Economic Organizations, ed. A. M. Henderson and Talcott Parsosns, New York: Free Press, 1947,328-337.
М. Вебер считал, что основанная на рациональной власти организация отличается более высокой эффективностью и гибкостью, быстрее приспосабливается к переменам, поскольку она в меньшей степени зависит от воли и желаний конкретных людей (каждый их которых может отойти от дел или умереть). Для М. Вебера организационная рациональность означала, что критерием отбора и продвижения работников по службе выступает их компетентность, а не принцип «кого знаю, того и толкаю». Все в организации должно быть основано на правилах и ведении отчетности, что и позволяет обеспечить преемственность. Эффективность работы менеджера зависит не от его личностных характеристик, а от формальной власти, которой он располагает на данной должности.
Немецкий ученый Макс Вебер, I автор концепции бюрократической организации |
В современных организациях термин «бюрократия» носит негативный оттенок и ассоциируется с бесконечными правилами и канцелярщиной. Всем нам приходилось стоять в длинных очередях или выполнять представляющиеся нам глупыми требования. С другой стороны, все эти бюрократические правила и процедуры являют собой стандартный способ взаимодействий: к каждому из сотрудников
Часть 1. Введение в менеджмент
56_______
предъявляются одни и те же требования, все они руководствуются одними и теми же правилами. Именно бюрократия позволила многим организациям добиться чрезвычайно высокой эффективности деятельности. Рассмотрим пример компании United Parcel Service (UPS), известной также как «Коричневый гигант» (цвет упаковки доставляемых ею писем и посылок).
КОМПАНИЯ UNITED PARCEL SERVICE
United Parcel Service, специализирующаяся на доставке небольших отправлений (посылок, бандеролей), бросила вызов Почтовой службе США и победила. Как «Коричневому гиганту» удалось добиться столь высокой эффективности? Один из основных факторов успеха — творческое применение концепции бюрократической организации. Деятельность работников UPS регламентируется разнообразными правилами и процедурами. Существуют правила безопасности для водителей, грузчиков, клерков и менеджеров. Сотрудники должны соблюдать нормы внешнего вида: запрещено носить бороду, волосы не должны касаться воротничка, усы, если таковые имеются, должны быть аккуратно подстрижены и никаких «бачков». Имеются правила по соблюдению чистоты во всех зданиях. За рабочим столом не разрешается ни есть, ни пить. Каждый менеджер обязан строго контролировать выполнение установленных стандартов.
В UPS принято жесткое разделение труда. В штате каждого распределительного центра предусмотрены должности водителей, грузчиков, служащих, мойщиков, сортировщиков и технических работников, каждый из которых имеет свой круг обязанностей. UPS процветает за счет... писанины. Ежедневно работники получают «простыни» распечаток, в которых содержится информация о целях и планируемых результатах. Еженедельно менеджеры анализируют данные о выполнении и перевыполнении подчиненными индивидуальных
норм.
Критерием для найма на работу и продвижения является уровень технической квалификации. В правилах UPS говорится, что руководитель должен обладать знаниями и способностями, позволяющими исполнять возложенные на него обязанности. Фаворитизм не допускается. И, что удивительно, эта бюрократическая модель UPS прекрасно работает3.