Сущность рынка

• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на ос­нове спроса и предложения;

• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конк­ретном месте на основе спроса и предложения;

• в широком значении — система воспроизводства, осуществ­ляемая под воздействием спроса и предложения;

• сфера обмена внутри страны и между странами, связыва­ющая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.

Условия возникновения рынка:

• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;

• экономическая обо­собленность и самостоятельность производителя; частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.

Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:

• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;

рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг

• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами.

Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).

Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):

домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);

объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или вы­полняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;

правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляю­щие регулирование экономики.

Объекты рынка материальные и нематериальные блага,

факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.

Принципы функционирования рыночной экономики:

· экономическая свобода участников рыночной экономики;

· многообразие форм собственности;

· примат потребителя (производство для потребителя);

· наличие инфраструктуры производства и потребления;

· рыночное ценообразование (на основе спроса и предложе­ния);

· конкуренция в различных формах;

· государственное регулирование рынка и рыночных отноше­ний (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);

· открытость экономики - свободное осуществление хозяйствен­ными организациями и предпринимателями внешнеэкономических операций;

· саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм;

· договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Функции рынка

регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;

стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;

информационная — дает необходимую информацию хозяй­ственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);

посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;

санирующая — избавляет общественное производство от не­жизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перс­пективных фирм;

социальная — дифференцирует субъектов рынка.

Рыночная экономика способствует:

• удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, ко­торая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».

• свободе выбора и действий потребителей и производителей;

• эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;

• гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;

• максимальному использованию достижений и стимулированию научно-технического прогресса;

•невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;

• созданию стимулов к труду.

Негативные черты рыночной экономики:

• монополизация рынка ведет к ограничению конкурен­ции, падает эффективность распределения ресурсов;

• рыночная система обладает низкой способностью к сохра­нению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;

• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному рас­пределению ресурсов;

• рынку присущи такие негативные экономи­ческие явления, как инфляция, безработица, цикличность.

Вопрос 2. Совершенная и несовершенная конкуренция

В экономической теории принято выделять два типа конкуренции – совершенную и несовершенную конкуренцию. На рынке продукта состояние конкуренции определяется следующими базовыми признаками:

1. Количество субъектов рынка и их доли в объеме продаж;

2. Условия вступления производителя в отрасль и выход из нее;

3. Степень контроля цены со стороны производителей;

4. Уровень дифференциации продукта;

5. Характер экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Значение конкуренции настолько велико, что в зависимости от ее состояния определяется тип рынка или рыночной структуры.

Рыночная структура выступает как совокупность признаков, отражающих способ установления цены, а также характер взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Совершенная конкуренция. Считается, что в условиях совершенной конкуренции:

1. Любому хозяйствующему субъекту обеспечивается свободный вход в отрасль и выход из нее;

2. Рынок продукта представлен большим количеством независимых предприятий и покупателей;

3. Все участники рыночных отношений хорошо проинформированы о реальном состоянии рынка продукта;

4. Рыночная цена рассматривается как независимый фактор.

Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на процессы купли-продажи.

Необходимо знать, что в реальной действительности свободная конкуренция всегда значительно ограничена.

Несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – противоположность свободной конкуренции. При такой рыночной структуре появляются хозяйствующие субъекты, которые обладают рыночной властью и имеют возможность навязать всем выгодные для себя условия торговли.

Несовершенная конкуренция - это такая ситуация на рынке, когда заметно ограничены свобода ценообразования и свобода принятия экономических решений.

Несовершенная конкуренция означает, что кто-то из хозяйствующих субъектов имеет возможность доминировать на рынке. Такой доминирующий субъект обычно поставляет основную массу товара, в состоянии навязать всем другим участникам рынка свои правила игры, в целом обладает экономической властью на рынке продукта.

Основные причины возникновения доминирующего положения производителя на рынке продукта:

1. Природно-климатический фактор;

2. Технический фактор;

3. Концентрация производства (укрупнение предприятия) и централизация производства (объединение ряда предприятий).

В качестве основных разновидностей несовершенной конкуренции выделяются:

1) Чистая (абсолютная) монополия;

2) Олигополия;

3) Монополистическая конкуренция.

Чистая монополия – это такая ситуация на рынке продукта, когда поставщиком продукта выступает лишь один хозяйствующий субъект.

В условиях чистой монополии вся отрасль предстает в виде одного предприятия. Можно говорить о наличии абсолютной экономической власти поставщика над рынком продукта.

Среди факторов, способствующих образованию чистой монополии, в первую очередь следует выделить:

1. Естественные условия, что приводит к образованию естественной монополии;

2. Необходимость соблюдения особых технических условий (когда транспорт, телефонная связь, системы водо-, энерго- и газоснабжения и т.д. могут функционировать лишь как единое общенациональное предприятие) приводит к образованию технической монополии;

3. Централизация управления стимулирует появление организационной монополии (отраслевые министерства, концерны и т.д.).

4. Экономическая монополия складывается на основе концентрации и централизации производства.

Последствия чистой монополии:

1. Отрицательные стороны: в отрасли исчезают мелкие и средние предприятия и начинают доминировать крупные хозяйствующие субъекты; взвинчивание цен и сокращение объема производства целях сокращения предложения на рынке; инфляция издержек производства; снижение рентабельности производства, необоснованный рост расходов на рекламу, упрощение маркетинга; торможение технического прогресса; снижение качества выпускаемой продукции; манипулирование условиями поставок и получение экономической выгоды.

2. Положительные моменты связаны с концентрацией производства и наиболее полным использованием положительного эффекта масштаба производства (сокращение издержек на единицу продукции).

Олигополия («олиго» - немногие, «полетти» - торгуют) есть такая ситуация на рынке продукта, когда складывается экономическая власть нескольких крупных хозяйствующих субъектов (от 2 до 24 поставщиков).

Олигополия – это рыночная структура, включающая несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. Поэтому каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, оценивая свои действия в отношении ценовой политики, а также обосновывать потенциальные последствия своих решений.

Олигополистический рынок характеризуется тем, что вхождение в отрасль ограничивается, с одной стороны, величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, а с другой стороны – контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

В зависимости от типа продукции различают чистую (однородный стандартизированный продукт) и дифференцированную (разнородная продукция одного функционального назначения) олигополию

В современных условиях именно олигополия, а не чистая монополия, является преобладающей формой несовершенной конкуренции. Но тип экономического поведения – монополистический. Для олигополии объектами повышенного внимания выступают цена и качество товара, объем продаж и ее доля на рынке продукта, вероятность появления новых конкурентов и изменения действующего законодательства, стратегия стимулирования сбыта.

Монополистическая конкуренция – это монополия производителя, основанная на дифференциации продукта (дифференциация продукта означает узкую специализацию производителя, предполагающую поставку на рынок товара особого качества, вида, модели и т.д.).

Монополистические конкуренты имеют незначительный контроль над ценой производимых ими продуктов и вынуждены делить рынок с большим количеством небольших фирм. Условия входа новых фирм в отрасль сравнительно легкие. Для данной модели особое значение приобретают такие неценовые факторы соперничества, как качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые знаки и марки.

Вопрос 3. Структура, инфраструктура и классификация рынков

Структура рынка есть внутреннее строение или расположение его отдельных элементов.

Структура рынка может определяться с использованием разных критериев, выбор которых зависит от решения конкретной задачи:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: