• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения;
• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конкретном месте на основе спроса и предложения;
• в широком значении — система воспроизводства, осуществляемая под воздействием спроса и предложения;
• сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.
Условия возникновения рынка:
• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;
• экономическая обособленность и самостоятельность производителя; частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.
Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:
|
|
• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;
рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг
• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами.
Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).
Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):
• домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);
• объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;
• правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.
Объекты рынка — материальные и нематериальные блага,
факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.
Принципы функционирования рыночной экономики:
· экономическая свобода участников рыночной экономики;
· многообразие форм собственности;
· примат потребителя (производство для потребителя);
· наличие инфраструктуры производства и потребления;
|
|
· рыночное ценообразование (на основе спроса и предложения);
· конкуренция в различных формах;
· государственное регулирование рынка и рыночных отношений (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);
· открытость экономики - свободное осуществление хозяйственными организациями и предпринимателями внешнеэкономических операций;
· саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм;
· договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Функции рынка
• регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;
• стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
• информационная — дает необходимую информацию хозяйственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);
• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;
• санирующая — избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм;
• социальная — дифференцирует субъектов рынка.
Рыночная экономика способствует:
• удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».
• свободе выбора и действий потребителей и производителей;
• эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;
• гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;
• максимальному использованию достижений и стимулированию научно-технического прогресса;
•невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;
• созданию стимулов к труду.
Негативные черты рыночной экономики:
• монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, падает эффективность распределения ресурсов;
• рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;
• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов;
• рынку присущи такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность.
Вопрос 2. Совершенная и несовершенная конкуренция
В экономической теории принято выделять два типа конкуренции – совершенную и несовершенную конкуренцию. На рынке продукта состояние конкуренции определяется следующими базовыми признаками:
1. Количество субъектов рынка и их доли в объеме продаж;
2. Условия вступления производителя в отрасль и выход из нее;
3. Степень контроля цены со стороны производителей;
4. Уровень дифференциации продукта;
5. Характер экономического поведения хозяйствующих субъектов.
Значение конкуренции настолько велико, что в зависимости от ее состояния определяется тип рынка или рыночной структуры.
Рыночная структура выступает как совокупность признаков, отражающих способ установления цены, а также характер взаимодействия хозяйствующих субъектов.
|
|
Совершенная конкуренция. Считается, что в условиях совершенной конкуренции:
1. Любому хозяйствующему субъекту обеспечивается свободный вход в отрасль и выход из нее;
2. Рынок продукта представлен большим количеством независимых предприятий и покупателей;
3. Все участники рыночных отношений хорошо проинформированы о реальном состоянии рынка продукта;
4. Рыночная цена рассматривается как независимый фактор.
Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на процессы купли-продажи.
Необходимо знать, что в реальной действительности свободная конкуренция всегда значительно ограничена.
Несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – противоположность свободной конкуренции. При такой рыночной структуре появляются хозяйствующие субъекты, которые обладают рыночной властью и имеют возможность навязать всем выгодные для себя условия торговли.
Несовершенная конкуренция - это такая ситуация на рынке, когда заметно ограничены свобода ценообразования и свобода принятия экономических решений.
Несовершенная конкуренция означает, что кто-то из хозяйствующих субъектов имеет возможность доминировать на рынке. Такой доминирующий субъект обычно поставляет основную массу товара, в состоянии навязать всем другим участникам рынка свои правила игры, в целом обладает экономической властью на рынке продукта.
Основные причины возникновения доминирующего положения производителя на рынке продукта:
1. Природно-климатический фактор;
2. Технический фактор;
3. Концентрация производства (укрупнение предприятия) и централизация производства (объединение ряда предприятий).
В качестве основных разновидностей несовершенной конкуренции выделяются:
1) Чистая (абсолютная) монополия;
2) Олигополия;
3) Монополистическая конкуренция.
Чистая монополия – это такая ситуация на рынке продукта, когда поставщиком продукта выступает лишь один хозяйствующий субъект.
|
|
В условиях чистой монополии вся отрасль предстает в виде одного предприятия. Можно говорить о наличии абсолютной экономической власти поставщика над рынком продукта.
Среди факторов, способствующих образованию чистой монополии, в первую очередь следует выделить:
1. Естественные условия, что приводит к образованию естественной монополии;
2. Необходимость соблюдения особых технических условий (когда транспорт, телефонная связь, системы водо-, энерго- и газоснабжения и т.д. могут функционировать лишь как единое общенациональное предприятие) приводит к образованию технической монополии;
3. Централизация управления стимулирует появление организационной монополии (отраслевые министерства, концерны и т.д.).
4. Экономическая монополия складывается на основе концентрации и централизации производства.
Последствия чистой монополии:
1. Отрицательные стороны: в отрасли исчезают мелкие и средние предприятия и начинают доминировать крупные хозяйствующие субъекты; взвинчивание цен и сокращение объема производства целях сокращения предложения на рынке; инфляция издержек производства; снижение рентабельности производства, необоснованный рост расходов на рекламу, упрощение маркетинга; торможение технического прогресса; снижение качества выпускаемой продукции; манипулирование условиями поставок и получение экономической выгоды.
2. Положительные моменты связаны с концентрацией производства и наиболее полным использованием положительного эффекта масштаба производства (сокращение издержек на единицу продукции).
Олигополия («олиго» - немногие, «полетти» - торгуют) есть такая ситуация на рынке продукта, когда складывается экономическая власть нескольких крупных хозяйствующих субъектов (от 2 до 24 поставщиков).
Олигополия – это рыночная структура, включающая несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. Поэтому каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, оценивая свои действия в отношении ценовой политики, а также обосновывать потенциальные последствия своих решений.
Олигополистический рынок характеризуется тем, что вхождение в отрасль ограничивается, с одной стороны, величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, а с другой стороны – контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
В зависимости от типа продукции различают чистую (однородный стандартизированный продукт) и дифференцированную (разнородная продукция одного функционального назначения) олигополию
В современных условиях именно олигополия, а не чистая монополия, является преобладающей формой несовершенной конкуренции. Но тип экономического поведения – монополистический. Для олигополии объектами повышенного внимания выступают цена и качество товара, объем продаж и ее доля на рынке продукта, вероятность появления новых конкурентов и изменения действующего законодательства, стратегия стимулирования сбыта.
Монополистическая конкуренция – это монополия производителя, основанная на дифференциации продукта (дифференциация продукта означает узкую специализацию производителя, предполагающую поставку на рынок товара особого качества, вида, модели и т.д.).
Монополистические конкуренты имеют незначительный контроль над ценой производимых ими продуктов и вынуждены делить рынок с большим количеством небольших фирм. Условия входа новых фирм в отрасль сравнительно легкие. Для данной модели особое значение приобретают такие неценовые факторы соперничества, как качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые знаки и марки.
Вопрос 3. Структура, инфраструктура и классификация рынков
Структура рынка есть внутреннее строение или расположение его отдельных элементов.
Структура рынка может определяться с использованием разных критериев, выбор которых зависит от решения конкретной задачи: