Игровая коррекция (М.Кляйн, А. Фрейд, Г.Гуг-Гельмут) выступает как способ создания близких отношений между участниками группы и играет важную роль игровой в снятии напряженности, тревоги, страха перед окружающими, повышении самооценки у детей с социальным инфантилизмом, фобическими реакциями, нарушениями поведения и вредными привычками. В отечественной психологии к игре обращались Л.Абрамян (о перевоплощении как перестройке эмоциональной личностной сферы), А.Варга, И. Выгодская, А.Захаров (перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ), А.Спиваковская (выведение ребенка из условий, в которых проявились нежелательные формы поведения) и др.
Виды игротерапии:
- недирективная (ненаправленная);
- директивная (направляемая).
Цель игровой терапии – дать ребенку возможность быть самим собой, предоставив оптимальные условия для его развития. Игра двупланова: играющие выполняют реальную деятельность и ряд моментов деятельности носит условный характер. Психолог создает атмосферу принятия ребенка, оказывает ему эмоциональное сопереживание, отражает и вербализует его чувства и переживания в максимально точной и понятной форме, обеспечивает условия, актуализирующие переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
|
|
В основе игровой терапии, центрированной на интересах ребенка лежит представление о спонтанности его психического развития, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения без личностного роста.
Основная задача коррекции – состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с елью оптимизации личностного роста и развития.
Задачи коррекции:
- расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
- оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок-взрослый»;
- повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком с помощью взрослого своих эмоций, чувств и переживаний,
- оптимизация развития «Я-концепции»,
- повышение степени самопринятия и формирование чувства «Я»
В игровой комнате могут находиться три класса игрушек:
- игрушки из реальной жизни;
- игрушки, помогающие отреагировать агрессию,
- игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
Психолог-игровой психокорректор должен быть:
- объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью;
- гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;
|
|
- ориентироваться на то, чтобы спонтанно принять что-то новое;
- признавать любого ребенка безусловной ценностью;
- не оценивать ребенка;
- уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка;
- никогда не упоминать о прошлых сеансах, так как ребенок находится в ином временном измерении сегодня.
Игровая терапия может проходить в двух формах: индивидуальной и групповой.
Функции игротерапии (по Захарову):
- диагностическая;
- терапевтическая;
-обучаюшая.
По Захарову процесс игры складывается из 4 этапов:
1. объединение детей в группу;
2. рассказы (сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе);
3. игра на тему, предлагаемую детьми и терапевтом (по мере работы игры меняются от терапевтических к обучающим);
4. обсуждение.