б23в Игротерапия в коррекционной работе деятельности психолога

Игровая коррекция (М.Кляйн, А. Фрейд, Г.Гуг-Гельмут) выступает как способ создания близких отношений между участниками группы и играет важную роль игровой в снятии напряженности, тревоги, страха перед окружающими, повышении самооценки у детей с социальным инфантилизмом, фобическими реакциями, нарушениями поведения и вредными привычками. В отечественной психологии к игре обращались Л.Абрамян (о перевоплощении как перестройке эмоциональной личностной сферы), А.Варга, И. Выгодская, А.Захаров (перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ), А.Спиваковская (выведение ребенка из условий, в которых проявились нежелательные формы поведения) и др.

Виды игротерапии:

- недирективная (ненаправленная);

- директивная (направляемая).

Цель игровой терапии – дать ребенку возможность быть самим собой, предоставив оптимальные условия для его развития. Игра двупланова: играющие выполняют реальную деятельность и ряд моментов деятельности носит условный характер. Психолог создает атмосферу принятия ребенка, оказывает ему эмоциональное сопереживание, отражает и вербализует его чувства и переживания в максимально точной и понятной форме, обеспечивает условия, актуализирующие переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

В основе игровой терапии, центрированной на интересах ребенка лежит представление о спонтанности его психического развития, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения без личностного роста.

Основная задача коррекции – состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с елью оптимизации личностного роста и развития.

Задачи коррекции:

- расширение репертуара форм самовыражения ребенка;

- оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок-взрослый»;

- повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком с помощью взрослого своих эмоций, чувств и переживаний,

- оптимизация развития «Я-концепции»,

- повышение степени самопринятия и формирование чувства «Я»

В игровой комнате могут находиться три класса игрушек:

- игрушки из реальной жизни;

- игрушки, помогающие отреагировать агрессию,

- игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Психолог-игровой психокорректор должен быть:

- объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью;

- гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;

- ориентироваться на то, чтобы спонтанно принять что-то новое;

- признавать любого ребенка безусловной ценностью;

- не оценивать ребенка;

- уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка;

- никогда не упоминать о прошлых сеансах, так как ребенок находится в ином временном измерении сегодня.

Игровая терапия может проходить в двух формах: индивидуальной и групповой.

Функции игротерапии (по Захарову):

- диагностическая;

- терапевтическая;

-обучаюшая.

По Захарову процесс игры складывается из 4 этапов:

1. объединение детей в группу;

2. рассказы (сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе);

3. игра на тему, предлагаемую детьми и терапевтом (по мере работы игры меняются от терапевтических к обучающим);

4. обсуждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: