Глава тридцать восьмая

В дальнейшем описание моей жизни трудно будет отделить от истории антропософского движения. И все же я хотел бы сообщить из истории Общества столько, сколько это необходимо для такого описания. Это следует принять во внимание уже тогда, когда я буду называть имена активных членов Общества. Описание мое уже вплотную подходит к современности, так что при упоминании имен легко могут возникнуть недоразумения. Многие, найдя названными не себя, а других, при всей своей доброй воле испытают горькое ощущение. В сущности говоря, я буду называть фамилии только тех лиц, которые кроме своей деятельности в Обществе, активны и в духовной жизни; тех же, кто не привнес эту активность в Общество, я упоминать не буду.

В Берлине и в Мюнхене нужно было развивать две противоположные стороны антропософской деятельности. К антропософии приходили люди, которые не находили того, что искала их душа, ни в естественнонаучном мировоззрении, ни в традиционных догмах. Отделение Общества и круг слушателей открытых лекций в Берлине могли возникнуть только из числа людей, которые отрицательно относились и ко всему тому, что возникало в мировоззрениях в противоположность традиционным догмам. Ибо приверженцы мировоззрений, основанных на рационализме, интеллектуализме и т. д., находили в том, что давала антропософия, фантастику, суеверие и т. д. Поэтому возник круг членов Общества и слушателей, которые принимали антропософию и не желали направлять ни свои чувства, ни идеи в какую-либо другую сторону. Они не получали удовлетворения в том, что им давалось в ином направлении. С подобным душевным настроем следовало считаться. Между тем число членов Общества, а также и слушателей открытых лекций все время возрастало. Возникшая жизнь в антропософии до некоторой степени была замкнута в себе и мало следила за иными попытками заглянуть в духовный мир. Надежды возлагались на развитие антропософских сообщений. Все стремились продвинуться в знании о духовном мире.

В Мюнхене все было иначе. На антропософскую работу здесь с самого начала оказывал влияние художественный элемент. А в этом последнем мировоззрение, подобное антропософии, воспринималось совершенно иначе, чем в рационализме или интеллектуализме. Художественный образ духовнее рационалистического понятия. Кроме того он обладает жизнью и не убивает духовного в душе, как это делает интеллектуализм. Тон в создании круга членов Общества и слушателей в Мюнхене задавали те люди, в ком было развито упомянутое художественное ощущение.

Все это привело к тому, что в Берлине с самого начала возникло единое отделение Общества. Интересы тех, кто искал антропософию, были здесь сходными. В Мюнхене, благодаря художественному восприятию, в отдельных кругах вырабатывались индивидуальные потребности, и я проводил лекции именно в этих кругах. Постепенно средоточием этого круга стали те, кто группировался вокруг графини Паулины фон Калькрейт* и фрейлейн Софии Штинде*, умершей во время войны. Этот круг устраивал в Мюнхене мои открытые лекции. Благодаря все углублявшемуся пониманию всего этого, здесь научились прекрасно воспринимать все, что я должен был сказать. Антропософия развивалась здесь из самой сути, самым благоприятным образом. Появление Людвига Дейнхарда*, старого теософа, друга д-ра Хюббе Шлейдена, в этом кругу было очень ценным.

Центром другого кружка была фрау фон Шевич*. Это была весьма интересная личность, и именно благодаря этому образовался круг, который меньше шел вглубь, чем вышеописанный, и скорее желал ознакомиться с антропософией как с одним из духовных течений современности.

В это же время вышла в свет книга фрау фон Шевич "Как я нашла свое Я". Это было своеобразное и сильное выступление в защиту теософии. Книга также способствовала тому, что эта женщина смогла стать центром описанного круга.

Для меня, как и для многих участников этого круга, Елена Шевич была как бы очень важной частью истории. Эта та женщина, из-за которой Фердинанд Лассаль* в дуэли с одним румыном нашел свой преждевременный конец. Позднее она стала актрисой и сдружилась в Америке с Е. П. Блаватской и Олькоттом. Интересы этой светской дамы в тот период, когда я читал в этом кругу лекции, были направлены в сторону духовного. Сильные переживания, испытанные ею, придавали ее суждениям значительный вес. Через нее я как бы взирал на деятельность Лассаля и его эпоху, а также на многие характерные черты жизни Е. П. Блаватской. Ее слова были окрашены субъективным и часто произвольно обрамлялись фантазией, но сквозь этот покров можно было увидеть истину, и тогда перед вами раскрывалась необыкновенная личность.

Были в Мюнхене кружки и иного рода. Часто мне вспоминается одна личность, которую я встречал во многих из этих кругов. Это был католический священник по фамилии Мюллер, стоявший вне узких рамок церкви. Тонкий знаток Жан-Поля, он издавал весьма интересный журнал "Ренессанс", в котором выступал как защитник cвободного католичества. Из антропософии он брал постольку, поскольку это его интересовало в связи с собственными воззрениями, но часто проявлял скептицизм. Свои возражения он высказывал столь любезно и в то же время столь просто, что благодаря этому в дискуссии, сопровождавшие лекции, часто проникал прекрасный юмор.

Давая характеристики Берлина и Мюнхена, этих двух противоположных полюсов антропософской деятельности, я вовсе не хочу преувеличивать или приуменьшать ценность того или иного. Просто здесь проявлялись различия в людях, которые можно было обнаружить через проводимую ими работу, но различия эти были некоторым образом равноценны, и поэтому нет смысла судить о них с точки зрения их ценности.

Характер работы, проводимой в Мюнхене, привел к тому, что Теософский конгресс, который в 1907 году должна была организовать немецкая секция Теософского общества, состоялся в Мюнхене*. На этих конгрессах, которые ранее проходили в Лондоне, Амстердаме, Париже, читались лекции или проводились дискуссии, посвященные теософским проблемам. Они устраивались по образу ученых конгрессов. Здесь обсуждались также административные вопросы Теософского общества.

В Мюнхене все это приняло несколько иной вид. Большой концертный зал, служивший для заседаний, был по нашему почину — как устроителей — декорирован таким образом, что формы и цвета художественно воспроизводили настроение, господствовавшее в устных докладах. Художественная обстановка и духовная деятельность должны были пространственно объединиться в одно гармоническое целое. Более всего я старался избежать абстрактной нехудожественной символики и стремился к тому, чтобы сумело себя выразить художественное ощущение.

В программу Конгресса было включено художественное представление. Мария фон Сиверс давно уже перевела элевсинскую драму, которую воссоздал Эдуард Шюре*. Я сделал ее язык годным для постановки на сцене. Драма была внесена в программу. Благодаря этому создавалась связь, хотя и в слабой форме, с сущностью древних мистерий, а главное — Конгресс вобрал в себя художественный элемент, указывающий на намерение не оставлять отныне духовную жизнь Общества без художественного элемента. Мария фон Сиверс, взявшая на себя роль Деметры, выявила своей игрой те особенности и нюансы, которых должно достичь драматическое искусство в Обществе. Кроме того мы находились на той стадии, когда искусство декламации и рецитации благодаря Марии фон Сиверс в проработке внутренней силы слова достигло той решающей точки, опираясь на которую оно могло плодотворно развиваться дальше.

Большая часть старых членов теософского общества из Англии и Франции, и особенно из Голландии была внутренне недовольна новшествами, введенными на Мюнхенском Конгрессе. И лишь немногие поняли тогда — хотя это следовало бы понять всем, — что антропософское течение дает в корне иное внутреннее содержание в сравнении с тем, что было до сих пор в Теософском обществе. В этом внутреннем содержании и заключалась истинная причина того, что Антропософское общество жe могло существовать в дальнейшем как часть Теософского общества. Но большинство придавало большое значение той абсурдной ситуации, которая с течением времени возникла в Теософском обществе и привела к бесконечным распрям…


[1] Родители Рудольфа Штайнера — Иоганн Штайнер (1829–1910) и Франциска Штайнер, урожд. Блие (1834–1918). Похоронены в Горне.

[2] Премонстранты — норбертины, белые каноники, духовный орден, основанный Норбертом. Своих первых учеников он собирал на лугу, по его словам, указанному ему небом (pratum mons-tratum). В 1121 году Норберт основал первый монастырь и дал ему усиленные правила августинского ордена

[3] Кральевец — расположен между реками Мура и Драва, в 20 км к западу от места слияния железнодорожных линий, в сегодняшней Хорватии.

[4] …священник из Сан-Валентина — П. Роберт Андерски, член ордена цистерцианцев.

[5] Брат и сестра Рудольфа Штайнера — Густав Штайнер (1866–1941); Леопольдина Штайнер (1864–1927).

[6] …часовня с изображением святой Розалии. — Капелла св. Розалии находилась северо-восточнее Нойдорфля, вблизи дороги, ведущей в Пётчинг. Сохранилась до 1970 года, правда, была скрыта окружившими ее новыми строениями.

[7] Редемптористы, или члены ордена Искупителя, основанного в 1749 году Альфонсо Марией Лигуори. Цель редемптористов — подражание примеру Иисуса Христа в проповедании народу истин веры.

[8] Шамбор Анри, герцог Бордо (1820–1883) — внук французского короля Карла X, отрекшегося после Июльской революции 1830 года от престола. С 1830 года жил в эмиграции.

[9] … я любил священника. — Франц Марац, священник в Нойдорфле (1860–1873), затем каноник в Иденбурге; здесь он был возведен в высокий сан.

[10] … я любил священника. — Франц Марац, священник в Нойдорфле (1860–1873), затем каноник в Иденбурге; здесь он был возведен в высокий сан.

[11] Врач из Винер-Нойштадта — доктор медицины Карл Гиккель (1812–1905). 6 января 1893 года, будучи тяжело больным и почти полностью слепым, еще писал Рудольфу Штайнеру.

[12] Директор училища — Генрих Шрамм, директор и государственный школьный инспектор. В 1868–1874 гг. был руководителем среднего реального училища в Винер-Нойштадте. Статья его была издана в 1873 году; книга — в 1872 году в Вене.

[13] … учитель, соответствовавший "идеалу", стоявшему перед моей душой. — Лауренц Елинек; он был классным руководителем с третьего по шестой классы.

[14] …у меня возникли близкие, душевные отношения еще с одним учителем. — С Георгом Козаком (1836–1914).

[15] Учитель химии был замечательным человеком. — Гуго фон ГИЛЬМ (1831–1906), сводный брат поэта Германа фон Гильма.

[16] С 15 лет я начал давать уроки… — Об этом сообщает ученик той же школы Альберт Плива: "Мой отец искал для меня в 5-м классе репетитора среди достойных доверия учеников. Выбор профессора Елинека пал на Рудольфа Штайнера. Он разучивал со мной все уроки". Через год Рудольфу Штайнеру удалось вывести его в преуспевающие ученики. Их было трое, на "отлично" сдавших выпускные экзамены: Штайнер, Дейч и Плива.

[17] С учителем, преподававшим немецкий язык и литературу в трех старших классах… — Иозеф Майер. В годовом отчете школы за 1878 год опубликовал статью "Образное обучение с точки зрения логики и психологии".

[18] Гербарт, Иоганн Фридрих (1776–1841) — немецкий философ, психолог, педагог.

[19] "Введение в философию" и "Психология"… — автором этих книг является Густав Адольф Линднер.

[20] Учитель географии и истории. — Франц Кофлер, родом из Тироля.

[21] Учитель истории — Альберт Лёгер.

[22] Шрёэр, Карл Юлиус (1825–1900). С 1867 года — профессор литературы в Венской высшей технической школе. Рудольф Штайнер дал обобщенный образ Шрёэра в курсе лекций "Vom Menschenrutsel, Ausgesprochenes und Unausgesprochenes im Denken, Schauen, Sinnen einer Reihe deutscher und цsterreichischer Persцnlichkeiten", Berlin, 1916, Bibl.-Nr. 20.

[23] Циммерман, Роберт (1824–1898) — эстетик и философ, профессор философии в Праге, затем в Вене; один из значительных представителей гербартианской школы.

[24] Брентано, Франц (1838–1917) — племянник Клеменса Брентано; до 1873 года — католический теолог, позднее профессор философии в Вюрцбурге и Вене. Идеи Брентано оказали влияние на философов XX века, таких как Гуссерль, Шелер, Хайдеггер.

[25] Геккелъ, Эрнст (1834–1919) — немецкий биолог-эволюционист, сторонник и пропагандист учения Ч. Дарвина. Предложил первое "родословное древо" животного мира, сформулировал биогенетический закон.

[26] Грюн, Анастазиус (1806–1876) — австрийский поэт и политический деятель.

[27] Ленда, Николаус (1802–1850) — австрийский поэт-романтик.

[28] …случилось так, что я познакомился с одним простым человеком из народа. — Имеется в виду Феликс Когуцки, (1833–1909). В его сохранившемся дневнике есть запись: "Господин Штайнер, юный студент, проживающий в Инцерсдорфе, посетил меня в воскресенье, 21 августа 1881 года. К сожалению, меня не было дома. Господин Штайнер вторично посетил меня в пятницу". См. Emil Bock: "Rudolf Steiner. Studien zu seinem Lebensgang und Lebenswerk", Stuttgart 1967.

[29] "In Gottes Segen ist alles gelegen" — Все лежит в благословении Божьем.

[30] Фишер, Фридрих Теодор (1807–1887) — немецкий ученый-эстетик и политический деятель.

[31] Рейтлингер, Эдмунд (1830–1882)

[32] Уэеелъ (Юэль), Вильям (1794–1866) — английский ученый, историк науки.

[33] Майер, Роберт Юлиус (1814–1878) — врач, естествоиспытатель.

[34] …с одним идеалистически настроенным молодым человеком. — Эмиль Шёнаих (1860–1899).

[35] …юношеская дружба с одним молодым человеком… — Речь идет о Рудольфе Роншпергере.

[36] Очень тесная дружба завязалась у меня с одним молодым человеком… — Имеется в виду Мориц Циттер. См. с. 139 и прим.

[37] …я должен вспомнить об одном друге… — Его имя Йозеф Кёк.

[38] …с другим моим товарищем по винер-нойштадтской школе.— Рудольф Шобер. Благодаря ему стали известны не названные Рудольфом Штайнером имена друзей его юности.

[39] Младочехи — члены либеральной Национальной партии Чехии 1874–1918). Выступали за преобразование Австро-Венгерской шперии в триединую Австро-Венгерско-Чешскую империю.

[40] Старочехи — в 1860–1918 г. члены Чешской национальной партии. Проводили прогабсбургскую политику.

[41] Шрёэр, Тобиас Готфрид (1791–1850).

[42] Гервинус, Георг Готфрид (1805–1871) — немецкий литературовед, историк и политический деятель.

[43] Он работал над предисловием ко второй части "Фауста"… -

[44] Кюршпер, Иозеф (1853–1902) — немецкий издатель.

[45] Гартман, Эдуард фон (1842–1906) — немецкий философ, последователь Шопенгауэра. Письма Рудольфа Штайнера к Эдуарду фон Гартману см.: Briefe Bd. I und II, Dornach 1955 und 1953.

[46] Мы встретили там двух его сестер… — этого друга звали Вальтер Фер; его старшую сестру — Иоганна, младшую — Раденгунда, или Гунди. Она умерла в 1903 году, 35-ти лет от роду. Отец — Йозеф Эдуард, был доктором философии и права.

[47] Грамме, Мария Ойген делле (1864–1931).

[48] Мюллънер, Лауренц (1848–1911).

[49] Орден цистерцианцев — католический монашеский орден. Основан в 1098 году. Первый монастырь ордена — Цистерциум (ок. Дижона, Франция).

[50] Нейман, Вильгельм (1837–1919).

[51] Штер, Адольф (1855–1921).

[52] Матайя, Эмилия — (1855–1935).

[53] Лемермайер, Фриц (1857–1932). См. также: Friedrich Lemmermayer, Erinnerungen an Rudolf Steiner, an Robert Hamerling und an einige Personlichkeiten des osterreichischen Geisteslebens der 80er Jahre, Stuttgart 1929.

[54] Штросс, Альфред (1860–1888).

[55] Гамерлинг, Роберт (1830–1889) — происходил из крестьянской семьи, настоящее имя Руперт Гаммерлинг. Писал стихи, поэмы, романы, драмы, сатиры.

[56] Вернер, Карл (1821–1888).

[57] "Философия свободы" — "Philosophie der Freiheit. Grundzage einer modernen Weltanschauung", Berlin 1894. Bibl.-Nr. 4. На русском языке выпущена издательством "Ной"; Ереван, 1993 г.

[58] Китир, Йозеф (1867–1923).

[59] Штейнванд, Ферхер фон (1828–1902).

[60] Блаватская, Елена Петровна — родилась в 1831 году в Екатеринославе, Южная Россия; умерла в Лондоне в 1891 году. См. с. 313–317 и прим. к с. 291 (Теософское общество).

[61] "Гете как отец новой эстетики" — Доклад был прочитан 9 ноября 1888 года.

[62] Формей, Альфред (1844–1901). …вдова Фридриха Геббеля — Христина Геббель (1817–1910).

[63] Шлёглъ, Фридрих (1821–1892) — австрийский писатель-юморист.

[64] "Дойче вохеншрифт — "Deutsche Wochenschrift" (Немецкий еженедельник, Берлин, Вена. Орган национальных интересов немецкого народа). В качестве ответственного редактора фигурирует имя доктора Карла Нейзера. В действительности с начала января 1888 года и по 18 июля журнал редактировал Рудольф Щтайнер.

[65] Адлер, Виктор (1852–1918) — политический деятель, один из лидеров австрийской социал-демократии.

[66] Пернерсторфер, Энгелъберт (1850–1918). В 1881–1904 г. — редактор журнала "Deutsche Worte", в котором были напечатаны ще статьи Р. Штайнера.

[67] Гримм, Герман (1828–1901) — литератор, историк искусства, сын и племянник братьев Гримм. Статьи о Германе Гримме см. в Methodische Grundlagen der Anthroposophie 1884–1901", Bibl.-Nr. 30.

[68] Лепер, Густав фон (1822–1891) — немецкий литературовед. Шерер, Вильгельм (1841–1886).

[69] См.: Гете "Избранные философские произведения", Москва, "Наука", 1964, с. 99.

[70] Зуфан, Бернгард (1845–1911).

[71] Вале, Юлиус (1861–1940). В 1921–1928 гг. был директором Гете-Шиллеровского архива в Веймаре.

[72] Лат, Мария (1858–1934).

[73] Гартман, Франц (1838–1912).

[74] Майредер, Роза (1858–1938).

[75] Вольф, Гуго (1860–1903) — немецкий композитор-песенник, автор оперы "Коррехидор", либретто к которой сочинила Роза Майредер (1896).

[76] Майредер, Карл (1856–1935) — архитектор, профессор Высшей технической школы.

[77] Экштейн, Фридрих (1861–1939).

[78] "Химическая свадьба" Христиана Розенкрейца — записана Иоганном Валентином Андреа в 1616 году. На нововерхненемецкий переведена Вальтером Вебером. Издание 1918 года содержит также статью Рудольфа Штайнера.

[79] …созданных мной позже драм-мистерий — "Врата посвящения", "Испытание души", "Страж порога", "Пробуждение души".

[80] …в одном из знаменитых кафе… — кафе "Гринштайдль".

[81] Брейтенштейн, Юлиус (1870–1950) и Амалия (1860–1942).

[82] Деак, Франц (Ференц) (1803–1876) — венгерский политический деятель. После поражения Революции в Венгрии выступал за пассивное сопротивление Габсбургам. В 1865 году основал пар-

[83] …лекция в Германштадте — две лекции 28 и 29 декабря 1889 года.

[84] …мой старый друг — Мориц Циттер. До конца жизни (май 1921) он был в дружбе также и с Розой Майредер.

[85] … в семье этого мальчика — с 10 июля 1884 года по 28 сентября 1890 года Рудольф Штайнер жил в семье Ладислауса и Паулины Шпехт в качестве воспитателя их четырех сыновей — Рихарда, Артура, Отто и Эрнста. Отто Шпехт, главный воспитанник Рудольфа Штайнера, стал дерматологом. Скончался во время первой мировой войны от инфекционной болезни.

[86] Брюлль, Игнаций (1846–1907).

[87] Брейер, Йозеф (1842–1925).

[88] Штейн, Генрих Людвиг Вильгельм фон (1833–1896).

[89] Шмидт, Эрих (1853–1913).

[90] Великий герцог Карл Александр (1818–1901).

[91] Наследный принц Карл Август (1844–1894).

[92] Наследная принцесса Паулина. — О ней рассказывает Рудольф Штайнер в письме к Паулине Шпехт (21 марта 1891 года).

[93] Кёлер, Рейнгольд (1830–1892).

[94] "Фантазия как созидателъница культуры" — лекция прочитана 25 ноября 1891 года.

[95] Вторую лекцию… — "Единое воззрение на природу и границы познания", 20 февраля 1893 года.

[96] Гелъмгольц, Герман Людвиг Фердинанд (1821–1894) — немецкий физик, физиолог, психолог.

[97] При взгляде на Геккеля — во "Всеобщей морфологии организмов" (Берлин, 1866) на четырех страницах говорится о Гете. В частности приведены слова: "Самое главное, что, говоря о Гете, мы должны подчеркнуть и на что никто не обратил должного внимания, заключается в том, что мы должны чествовать его как самостоятельного основателя теории происхождения в Германии".

[98] Трейчке, Генрих фон (1834–1896) — немецкий историк и публицист. Главный труд — "Немецкая история в XIX столетии". Его идеалом являлось сильное монархическое государство, способное вести борьбу за мировое господство.

[99] Мольтке, Хельмут Карл (1800–1891) — граф, германский генерал-фельдмаршал и военный теоретик. В 1871–1888 гг. начальник германского генштаба.

[100] Лайстнер, Людвиг (1845–1896).

[101] Ольден, Ганс (1859–1932).

[102] Рейтер, Габриэль (1859–1941).

[103] "Ликование до небес и смертельная печаль" Гете. из "Эгмонта"

[104] Гартлебен, Отто Эрих (1864–1905).

[105] Гарнак, Отто (1864–1905). В день смерти Гете нашел свою смерть в водах Некара.

[106] "Общество этической культуры" — немецкая ветвь по инициативе В. Ферстера и Георга фон Гицюки была основана в Берлине в 1892 году.

[107] "Ницше как борец против своего времени" — "Friedrich Nietzsche, ein Kдmpfer gegen seine Zeit", Weimar 1895. Bibl.-Nr. 5.

[108] Фёрстер-Ницше, Элизабет (1846–1935).

[109] Кегель, Фриц (1860–1904). С 1894 по 1897 гг. — издатель Ницше.

[110] Эмерсон, Ральф Уолдо (1803–1882) — американский писатель-романтик и философ. Его философские взгляды привлекали многих писателей Европы.

[111] Гюйо, Жан Мари (1854–1888) — французский философ-позитивист. Основные работы посвящены эстетике, морали, религии.

[112] Дюринг, Евгений (1833–1921) — немецкий философ; занимался вопросами политэкономии и права.

[113] Я повторяю здесь мои мысли той эпохи, оставляя в стороне полемическую форму, в которую они были тогда облечены. — Речь идет о полемике вокруг сочинений и статей Рудольфа Штайнера "Архив Ницше и его обвинения против бывших издателей. Борьба вокруг архива Ницше", 19 статей в различных журналах с 1896 по 1900 г.

[114] Тает, Петер (наст, имя и фам. Генрих Кезелиц) (1854–1918) — композитор, ученик и друг Ницше.

[115] Друг, которого я приобрел в юные годы — Мориц Циттер.

[116] Фрёлих, Отто (1869-?).

[117] Брам, Отто (1856–1912) — немецкий театральный критик и деятель театра. Директор "Немецкого театра" (1894) и театра им. Лессинга (1904–1912) в Берлине.

[118] Вике, Пауль (1864–1944).

[119] Целлер, Генрих (1856–1934).

[120] Хеллен, Эдуард фон дер (1863–1927).

[121] Френкель, Генрих (1859-?). с. 213

[122] Билърот, Теодор (1829–1894) — немецкий хирург. Разработал ряд новых, вошедших в хирургическую практику операций.

[123] Эунике, Анна (1853–1911). С 31 октября 1899 года — Анна Штайнер.

[124] Фрезепиус, Август (1850–1924).

[125] Гумбольдт, Вильгельм (1776–1835) — немецкий филолог, философ, лингвист, государственный деятель.

[126] Хейтмю. ялер, Франц Фердинанд (1864–1919).

[127] Ролечек, Йозеф (1859–1934).

[128] Христлиб, Макс (1862–1916).

[129] Нейфер, Дагоберт — род. в 1851 году.

[130] Шмидт, Рудольф (1836–1899).

[131] Брандес, Георг (1842–1927) — датский литературовед и публицист. Основной труд: "Главные течения в европейской литературе XX века".

[132] Анзорге, Конрад (1862–1930).

[133] Демелъ, Рихард (1863–1920) — один из наиболее выдающихся немецких поэтов на рубеже веков.

[134] Лайель, Чарлз (1797–1875) — английский естествоиспытытель; развил учение о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влиянием постоянных геологических факторов. Придерживался эволюционной теории Ч. Дарвина

[135] "Загадки философии", — "Die Rдtsel der Philosophie als Umri dargestellt", 9 Auflage, Gesamtausgabe Dornach 1985.

[136] …физиком, весьма заметным в своей области — Саломон Калишер (1845–1924). Автор работы: "Отношение Гете к естествозна-

[137] издавать "Магазин фюр литератур" — литературный журнал, основан в Берлине в 1832 году Йозефом Леманом. С 10 июля 1897 года журнал издавали Рудольф Штайнер и Отто Эрих Гартлебен. С 17 марта по 29 сентября 1900 года Рудольф Штайнер был единственным издателем журнала.

[138] Шпильхаген, Фридрих (1829–1911) — немецкий писатель-натуралист.

[139] Бирбаум, Отто Юлиус (1865–1910) — немецкий поэт, прозаик, драматург и критик. В 1890 году стал сотрудником журнала "Гезелльшафт".

[140] Ведекинд, Франк (1864–1918) — немецкий писатель, драматург.

[141] Шеербарт, Пауль (1863–1915).

[142] Метерлинк, Морис (1862–1949) — бельгийский поэт, драматург и эссеист.

[143] Алыпенберг, Петер (1859–1919) — австрийский писатель. Автор сборников прозаических фрагментов и зарисовок. Один из представителей венской богемы.

[144] "Христианство кате мистический факт" — Первое издание вышло в свет в 1902 году с посвящением: "Графу и графине Брокдорф, а также моим венским друзьям, Розе Майредер и Морицу Циттеру, посвящается". Начиная со второго издания (1910 г.) — с добавлением в названии: "…и мистерии древности". На русском языке (пер. О. Н. Анненковой) впервые опубликована в 1912 году. В 1991 г. вышла в издательстве "Ной", Ереван.

[145] Штирнер, Макс (наст, имя и фам. Каспар Шмидт) (1806–1856) — немецкий философ-младогегельянец, теоретик анархизма. Главная работа: "Der Einzige und sein Eigentum", Leipzig 1845. Рудольф Штайнер в своих работах неоднократно пишет о Штирнере — напр., в "Загадках философии".

[146] Макай, Джон Генри (1864–1933).

[147] ".Мистика на заре духовной жизни нового времени", на русском языке вышла в издательстве "Ной", Ереван, в 1993 г.

[148] Гутенберг, Иоганн (ок. 1399–1468) — изобретатель книгопечатания в Германии.

[149] Деятельность Рудольфа Штайнера в рабочей образовательной школе продолжалась с 13 января 1899 г. по 23 декабря 1904

[150]. …об искусстве декламации — см. "Gesammelte Aufsдtze zur Dramaturgie", Bibl.-Nr. 29, Gesamtausgabe Dornach 1960.

[151] Сиверс, Мария фон — род. в Польше 14 марта 1867 г., ум. в Швейцарии 27 декабря 1948 г. С 24 декабря 1914 — Мария Штайнер. См. Rudolf Steiner/ Marie Steiner-von Sivers, "Briefwechsel und Dokumente 1901–1925", Bibl.-Nr. 262, Gesamtausgabe Dornach 1967.

[152] Якобовски, Людвиг (1868–1900) — немецкий поэт. Автор нескольких романов и драм. В предисловии к сборнику его стихотворений "Отзвук", изданному уже после его смерти, Рудольф Штайнер дает подробный "жизненный и характерный образ поэта", что является признанием литературных работ Якобовски.

[153] "Гезелльшафт" — журнал, который издавал Людвиг Якобовски вместе с М. Г. Конрадом в Дрездене и Лейпциге. В нем были опубликованы многие статьи Рудольфа Штайнера о Геккеле, в частности, впервые — "Геккель и его противники", 1899 г.

[154] Стона, Мария — наст, имя Мария Шольц, урожд. Стонавски (1861–1944).

[155] Вилле, Бруно (1860–1928) — немецкий писатель. В начале своей деятельности выступал как натуралист. В 1900 году учредил "Союз Джордано Бруно".

[156] Бёльше, Вильгельм (1861–1939) — немецкий писатель, автор иронических романов на культурно-исторические темы, научно-популярных произведений и биографий.

[157] Свободная высшая школа — свою лекционную деятельность Рудольф Штайнер начал в "Свободной высшей школе" 15 октября 1902 года с цикла "Немецкая история начиная с переселения народов и до 12 столетия" и завершил ее в 1905 году курсом лекций "От германских племен к буржуазии (Основы средневековья)".

[158] Кирхбах, Вольфганг (1857–1906).

[159] …лекцию, заложившую фундамент антропософии — "Монизм и теософия", лекция прочитана 8 октября 1902 года в Берлинской ратуше.

[160] Экштейн, Фридрих — см. стр. 119. Его книга: "Коменский и богемские братья".

[161] …я получил приглашение прочитать лекцию… — 22 сентября 1900 года.

[162] …вторую лекцию — 29 сентября 1900 года.

[163] Теософское общество — Теософское общество основано 17 ноября 1875 года Е. П. Блаватской вместе с Г. С. Олькоттом (1832–1907) в Нью-Йорке. Вскоре они перенесли центр Общества в Индию.

[164] …регулярно читать лекции… — 27 лекций в Теософской библиотеке, Берлин, с 6 октября 1900 по 27 апреля 1901 г.

[165] Экхарт, Мейстер (ок. 1260–1327) — немецкий религиозный философ-мистик и проповедник, писатель; оказал сильное влияние на развитие немецкой философии и литературы.

[166] Бёме, Якоб (1575–1624) — немецкий философ-мистик. Описал свои озарения в книге "Аврора, или Утренняя заря в восхождении".

[167] Безант, Анни — (1847–1933) — английская писательница, общественный деятель, одна из лидеров Теософского общества. После смерти президента-основателя Г. С. Олькотта в мае 1907 года, была избрана президентом Теософского общества. См. также стр. 320 и прим. к стр. 293.

[168] …учредительные собрания — 19 и 20 октября 1902 года.

[169] …прочитать перед нетеософской публикой очередную лекцию… — лекции в кругу членов общества "Грядущие", с 13 сентября 1900 года по 6 апреля 1903 года.

[170] "От Будды ко Христу" — 24 лекции, с 3 октября 1901 года но 27 марта 1902 года.

[171] ряд лекций…"Христианство как мистический факт" — 25 лекций в Теософской библиотеке; Берлин, с 5 октября 1901 года по 22 марта 1902 года.

[172] Китли, Бертрам (1860–1949).

[173] Мид, Георг (1863–1933).

[174] Ледбитер, Чарлз Вебстер (1847–1934) — английский теософ.

[175] Вилъманн, Отто "Geschichte des Idealismus", 3 Bande, Braunschweig, 1894–1897.

[176] посвятил свою книгу Геккелю — "Проф. д-ру Эрнсту Геккелю посвящается эта книга в знак глубокого уважения".

[177] "Геккелъ и его противники" — в виде книги издана в 1900 году.

[178] …моя "Теософия" — "Теософия. Руководство в сверхчувственное познание мира и назначение человека", Ереван, "Ной", 1990.

[179] мальчик индус — Кришнамурти, Джидду (1895 или 1897–1986). Известный мыслитель и поэт. Отец его был членом Теософского общества. Кришнамурти воспитывался под руководством Анни Безант. С детства поражал способностью впадать в экстатическое состояние. Был объявлен теософами новым воплощением Иисуса Христа и поставлен во главе ордена "Звезда Востока". В 1929 году Джидду Кришнамурти распустил орден и отказался от приписываемой ему роли. Он также порвал связь с Теософским обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: