(1711–1765)
Становление новой русской литературы связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова.
Именно Михаил Васильевич Ломоносов стал одним из теоретиков русского классицизма. Он основал первый русский университет. В 1739 году будучи в Лейпциге, присылает в Академию наук свой научный труд «Письмо о правилах российского стихотворства», к которому приложил «Оду на взятие Хотина» (турецкая крепость, павшая под ударами русских войск в 1739 году).
Поэтический текст оды, написанный ямбом в силлабо-тонической системе – прекрасное доказательство преимущества новой стихотворной системы. По мнению Белинского именно с этой поэмы, присланной с немецкой земли двадцативосьмилетним Ломоносовым, началась русская литература: «Ода Ломоносова была написана правильным размером. Влияние Ломоносова на русскую литературу было такое же точно, как влияние Петра Великого на Россию вообще».
В 1755 году напечатал «Рассуждение о качествах стихотворцев», где утверждал, что поэзия – одна из самых трудных наук. Исходя из этого, предъявил высокие требования людям, слагающим стихи:
1-поэтическое дарование
2 -совоображение
3 – широта философских и научных образов
4 – знание родного языка
5- подражание лучшим образцам всеобщей литературы, но оставаться только на этом уровне нельзя.
Так в далеком 18 веке великий ученый обозначил главную тему русской литературы – тему поэта и поэзии, предъявив к поэту систему требований. Спустя три столетия эти требования по-прежнему неизменны, потому что они напоминают о главном – об ответственности за поэтическое слово перед современниками и потомками. «Поэт в России больше, чем поэт»… в такую формулу требования Ломоносова к человеку, слагающему стихи, оформит Е.Евтушенко в поэме «Братская ГЭС» во второй половине 20 века.
Итоговым филологическим произведением Ломоносова явился его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке». В нем он установил пропорции церковнославянских и русских элементов, разграничил литературные стили и жанры. Ломоносов разделил все слова на «3 ряда речений»:
1 –которые у древних славян и россиян общеупотребительны (Бог, слава, рука)
2- малоупотребительные, но понятные россиянам (господень, насаждаю)
3 – исконно русские слова (дом, деревня, дерево)
Соотношение исконно русской лексики и церковнославянской Ломоносов определил как «теорию трех штилей», за каждым стилем закрепил определенные жанры.
Высокий стиль – состоит из слов 1 и 2 рядов. Этим стилем рекомендует писать героические поэмы и оды.
Средний стиль – сатиры, письма, элегии, исторические и научные произведения.
Низкий стиль – комедии, эпиграммы, песни, басни.
Историческое значение Ломоносова в том, что он усовершенствовал реформу русского стихосложения, и в своих одах обозначил главные темы русской литературы:
- тему Родины (ода «На взятие Хотина»),
- тему поэта и поэзии («Разговор с Анакреонтом»), (поэма «Петр I», «Похвальное слово Петру Великому»),
- философскую тему (духовные оды, переложение 145 псалма, «Утреннее размышление», стихотворение «Кузнечик»).
Не случайно В.Г. Белинский через 100 лет назовет Ломоносова «Петром Великим русской литературы».
Ода – любимый жанр Лоионосова.
Ода (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события.
Жанр оды возник в античности, сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием.
В русской теории классицизма ода осознается как жанр героической, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным «возвышенным» стилем выражения.
Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения.
«Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»