Стихотворный размер оды

Ломоносов выбирает четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

Идейно-композиционный план оды

I. Вступление. Мир – основа блага государства.

II. Главная часть. Величие России, её процветание.

1) хвала щедротам Елизаветы;

2) заслуги Петра перед народами России;

3) неисчерпаемые богатства и красота России;

4) призыв к российской молодежи овладевать науками;

5) наука и её роль в российском обществе.

III. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Главной темой оды Ломоносова стала тема России, её процветание. Тема раскрывается через прославление наступившего мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так Ломоносов подходит к главной своей мысли, определяющей пафос оды: мир есть условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Петровне Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должна обратиться российская молодежь. В этом залог благополучия русского государства.

Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра Великого.


Третий период – расцвет русского Просвещения – вторая половина 18 века (1760-е–90-е годы). Просветительская идеология становится доминирующей, эволюция классицизма (от расцвета до кризиса), зарождение сентиментализма, предромантизма, появление реалистических тенденций. К этому периоду относится творчество Крылова, Радищева, Державина и др.

Главный пафос в литературе этого периода – антифеодальный. Идеи просвещенной монархии постепенно сменялись республиканскими идеями. Просвещение не сложилось в художественное или литературное направление, но лучшие писатели XVIII в. являлись просветителями, выступали с произведениями, в которых стремились в художественных образах (с большой долей морализации и дидактизма) передать читателю свои философские, политические идеи.

В России просветительские идеи получили распространение во второй половине XVIII в., в годы правления императрицы Екатерины II, которая сама переписывалась с Д.Дидро и Вольтером.

Ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, сатирические журналы Н.И. Новикова… – везде провозглашались идеи просвещенной монархии (или несовместимости монархии с народной свободой – у Радищева), необходимость воспитывать гражданина-патриота, высмеивалось бездумное подражание французской моде, дворянская спесь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: