Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения

1. Подумайте над следующими проблемными вопросами и дайте обоснованный ответ:

а) Образование – это то, что остаётся, когда всё, чему учили, основательно забыто. А что остаётся?

б) Что для вас гуманизация образования – человеческое отношение к ученику? Отказ от прямого воздействия на человека? Стимулирование собственной активности ученика? Или что-то другое?

в) Вот уже десятки лет идут в разговоры о необходимости гуманизации образования, формулируются новые концепции обучения, разрабатываются новые образовательные технологии, но уровень жестокости в школе только растет. В чем причина этого? Каков выход из такой ситуации? Можно ли сказать, что в современных условиях школа не может создать гуманный процесс обучения? Есть ли вина учеников в этом?

г) Можно ли говорить об образовании как ценности государственной, если учесть, что необразованным народом проще управлять? Почему образование ценно для государства?

д) Подлинная ценность - это то, что важно для меня или то, что нужно всем?

е) Процесс обучения – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» Но как быть, если цели учителя и учеников не совпадают?

ж) Отразится ли на процессе и результате обучения, если для ученика образование не является ценностью?

з) А для вас образование ценность? В чем лично для вас проявляется ценностное отношение к образованию?

2.Какова основная мысль автора текста?

«Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений...

Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах выдающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей. Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялась почти нулю, такие личности почти всем обязаны лишь себе, а не школе... Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»

Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 351-355.

3. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.

1 Деятельность учителя 2 Деятельность ученика
I. Объяснительно-иллюстративное обучение.
1. Информирует о новых знаниях, дает объяснения. 1.
2. 2. Осмысливает материал.
3. Организует обобщение. 3.
4. 4. Повторяет и закрепляет изученное.
   
5. Организует применение полученных знаний на практике. 5.
II. Проблемное обучение.
1. 1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях.
2. Организует размышление над проблемой. 2.
3. 3. Выдвигает гипотезу и обсуждает их.
4. Организует проверку гипотезы. 4.
III. Программированное обучение.
1. 1. Воспринимает информацию.
2. Объясняет первую дозу материала (1 шаг) и действия с ним. 2.
3. 3. Отвечает на контрольные вопросы.
4. Если ответ верный, переходит ко второму шагу. Если нет – возвращается к первому шагу. 4.

4. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу:

Дидактический принцип Дидактическое правило
Строй учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые.
Принцип систематичности обучения.
Принцип наглядности
Работая с классом, помни о каждом ученике.
Не требуйте от учеников заучивать того, что всего лишь нужно понять.

5. К какому виду обучения относятся слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?

6. Говорят: «Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться». Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Что значит для ребенка – помочь ему научиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: