1. Подумайте над следующими проблемными вопросами и дайте обоснованный ответ:
а) Образование – это то, что остаётся, когда всё, чему учили, основательно забыто. А что остаётся?
б) Что для вас гуманизация образования – человеческое отношение к ученику? Отказ от прямого воздействия на человека? Стимулирование собственной активности ученика? Или что-то другое?
в) Вот уже десятки лет идут в разговоры о необходимости гуманизации образования, формулируются новые концепции обучения, разрабатываются новые образовательные технологии, но уровень жестокости в школе только растет. В чем причина этого? Каков выход из такой ситуации? Можно ли сказать, что в современных условиях школа не может создать гуманный процесс обучения? Есть ли вина учеников в этом?
г) Можно ли говорить об образовании как ценности государственной, если учесть, что необразованным народом проще управлять? Почему образование ценно для государства?
д) Подлинная ценность - это то, что важно для меня или то, что нужно всем?
|
|
е) Процесс обучения – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» Но как быть, если цели учителя и учеников не совпадают?
ж) Отразится ли на процессе и результате обучения, если для ученика образование не является ценностью?
з) А для вас образование ценность? В чем лично для вас проявляется ценностное отношение к образованию?
2.Какова основная мысль автора текста?
«Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений...
Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах выдающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей. Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялась почти нулю, такие личности почти всем обязаны лишь себе, а не школе... Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»
|
|
Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 351-355.
3. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.
1 Деятельность учителя | 2 Деятельность ученика |
I. Объяснительно-иллюстративное обучение. | |
1. Информирует о новых знаниях, дает объяснения. | 1. |
2. | 2. Осмысливает материал. |
3. Организует обобщение. | 3. |
4. | 4. Повторяет и закрепляет изученное. |
5. Организует применение полученных знаний на практике. | 5. |
II. Проблемное обучение. | |
1. | 1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях. |
2. Организует размышление над проблемой. | 2. |
3. | 3. Выдвигает гипотезу и обсуждает их. |
4. Организует проверку гипотезы. | 4. |
III. Программированное обучение. | |
1. | 1. Воспринимает информацию. |
2. Объясняет первую дозу материала (1 шаг) и действия с ним. | 2. |
3. | 3. Отвечает на контрольные вопросы. |
4. Если ответ верный, переходит ко второму шагу. Если нет – возвращается к первому шагу. | 4. |
4. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу:
Дидактический принцип | Дидактическое правило |
… | Строй учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые. |
Принцип систематичности обучения. | … |
Принцип наглядности | … |
… | Работая с классом, помни о каждом ученике. |
… | Не требуйте от учеников заучивать того, что всего лишь нужно понять. |
5. К какому виду обучения относятся слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?
6. Говорят: «Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться». Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Что значит для ребенка – помочь ему научиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?