Тема 6. Личностно ориентированное образование

ПЛАН

1. Личностно ориентированное обучение как новая парадигма образования.

2. Гуманно-личностная сущность процесса обучения в опыте Ш.А. Амонашвили.

3. Одновременное обучение детей с разным уровнем развития в опыте С.Н. Лысенковой.

1. Современный процесс обучения основан на концепции личностно ориентированного образования, основанного на гуманистическом подходе к детям. Авторитарному обезличенному подходу в традиционном обучении противопоставлен в новой концепции гуманистический подход к детям. Гуманистический подход к обучению детей обращает учителя к личности ребенка, к его внутреннему миру. Цель учителя – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы ребенка, использовать их для более полного развития личности. Главное в личностно-ориентированном образовании гуманизация и демократизация отношений учителя и ученика.

Гуманное отношение к детям включает в себя:

- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

- оптимистическую веру в ребенка;

- сотрудничество, мастерство общения;

- отсутствие прямого принуждения;

- терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений заключается в следующем:

- уравнивание ученика и учителя в правах;

- право ребенка на свободный выбор;

- право ученика на ошибку;

- право школьника на собственную точку зрения.

Взаимодействие в личностно ориентированном обучении строится следующим образом: не командовать, а организовывать; не ограничивать, предоставлять свободу выбора; не принуждать к учению, а стимулировать.

Так как в массовой практике взаимодействие с учениками строится на принуждении, то следовательно надо овладевать обучением без принуждения.

- требовательность, основанная на доверии;

- увлеченность учащихся учением, рожденная интересным преподаванием;

- организация успеха каждому учащемуся;

- самостоятельность и самодеятельность детей в учебном процессе.

Обучение без принуждения снимает чувство страха у детей перед школой, перед учением. Это очень важно, так как позволяет сделать школьника активным участником учебного процесса.

В личностно ориентированном обучении по новому реализуется индивидуальный подход к детям. Суть нового индивидуального подхода в этом типе обучения состоит в том, что в педагогическом процессе учитель идет не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, от тех возможностей, которыми располагает ребенок,, его потенциальных возможностей, которые учитель развивает, совершенствует, обогащает.

Индивидуальный подход к детям включает в себя:

- отказ от ориентировки на среднего ученика;

- поиск лучших качеств в личности;

- применение психолого-педагогической диагностики в изучении ребенка: выявление интересов, способностей, направленности личности, качеств характера, особенностей мыслительных процессов;

- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

- прогнозирование развития личности;

- конструктирование индивидуальных программ развития личности.

Личностный подход к детям требует от учителя создания в учебном процессе следующих педагогических условий:

- видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

- создавать для ученика ситуации успеха, поддержки, чтобы учебная деятельность приносила ребенку радость;

- изучать причины детского незнания и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка;

- оказывать помощь школьникам реализовать себя в учебной деятельности.

Комплекс средств, позволяющий реализовать личностно ориентированное образование, видоизменяется по сравнению с традиционным обучением:

- содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как основная цель школы;

- обучение ведется с целью дать обобщенные знания, сформировать умения, навыки и способы мышления;

- вариативность и дифференциация обучения в смешанных классах;

- положительная стимуляция учения для каждого ученика.

2. Личностно ориентированное образование представлено во всех своих компонентах в опыте Ш.А. Амонашвили.

Целевые ориентации обучения в опыте Ш.А. Амонашвили состоят в следующем:

- способствовать воспитанию в ребенке благородного человека;

- развивать познавательные силы ребенка;

- обеспечивать условия для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Особенности содержания обучения в авторской системе обучения Ш.А. Амонашвили:

- познавательное чтение;

- письменно-речевая деятельность;

- математическое воображение, осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, многообразие и т.д.);

- осмысление высоких духовных ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.);

- постижение красоты (музыка, изобразительное искусство, балет, театр).

Особенности его методики обучения:

- индивидуальный подход: изучение личности ребенка, развитие на этой основе его способностей, создание успеха в обучении;

- мастерство общения учителя с учащимися в соответствии с их личностными особенностями;

- использование резервов деятельности детей с помощью специальных приемов: квазичтения, квазиписьма, материализации процессов чтения и письма;

- литературное творчество детей;

- оценивание деятельности детей – качественное: отсутствует балльная система оценивания знаний, умений и навыков по учебным предметам.

3. С.Н. Лысенкова решила проблему одновременного обучения детей с разным уровнем развития их способностей.

Ее технология обучения строится на трех китах:

- перспективная подготовка;

- комментируемое управление;

- опорные схемы.

Первый кит позволяет уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы. Трудную тему С.Н. Лысенкова изучает не в то небольшое количество часов, которое отводится программой на ее изучение, а она вводит перспективную подготовку: попутное прохождение сложной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). При этом она раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение изучаемого материала вовлекаются сначала сильные ученики, затем средние и лишь потом слабые. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

Усвоение материала происходит в три этапа:

- предварительное введение первых малых порций будущих знаний;

- уточнение новых понятий, их обобщение и применение;

- развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

К примеру возьмем тему по математике «Сложение и вычитание с переходом через десяток», которая изучается не за 5 часов, как положено по учебной программе, а за 65 часов. Только на 61 уроке идет обобщение, углубление, основательное закрепление материала. Оставшиеся 4 часа используются для формирования навыка.

Опережающее обучение позволяет пройти учебную программу за три четверти, т.е. учебный год завершается 1 апреля.

В конце учебного года, в 4-ой четверти изучается сложная тема следующего учебного года. Этот прием С.Н. Лысенкова назвала большой перспективой.

Вторым китом в опыте С.Н. Лысенковой является комментируемое управление. Этот прием позволяет оптимально включить в учебный процесс весь класс. Она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, и этим самым решается задача управления деятельностью всего класса.

С помощью комментируемого управления: 1) средний и слабый ученики тянутся за сильным учеником; 2) развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; 3) ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Приведем один из примеров комментированного управления. Софья Николаевна предлагает детям прокомментировать предложение «Илья Петрович похвалил детей за учебную работу».

Вот как выглядит комментирование: «Первое слово пишется в предложении с большой буквы и с красной строки. Петрович пишется с большой буквы и с буквой «е», проверочное слово «Петя», похвалил – проверочное слово «дети», «за» - предлог, пишется раздельно от следующего слова», усердную – «какую», -ую, -юю, пишется -ую, в конце предложения ставится точка.

С помощью этого приема отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, развивается речь и сознательно усваивается теория.

Третий кит технологии С.Н. Лысенковой – это опорные схемы или просто опоры. Опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Важное условие в работе со схемами-опорами следующее: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, снимается скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, и все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, осознание причинно-следственных связей.

Почему Софья Николаевна ввела опоры? Она дает такой ответ на этот вопрос.

«Когда спрашивают, что такое настоящий урок, мне хочется ответить: это прежде всего урок, на котором на все и на всех хватает времени.

Меня, как и всех учителей, очень волновали слабые ученики. Мне часто приходилось дополнительно заниматься с детьми после уроков. Хотя и чувствовала, что пустое это дело, а занималась. Почему пустое? Один дополнительный урок для слабого ученика мало. Систематические занятия утомительны. Вот и думает ребенок: «Когда же кончатся эти муки?» А меня в душе считает не иначе, как злой баба-Ягой.

Ни меня, ни отстающих детей в конечном счете не устраивали эти дополнительные занятия. И я стала думать, почему же они слабо усваивают материал. Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы.

Главная ценность на уроке время. Вот что прежде всего отнимают у учителя слабые ученики, и вот что он должен выиграть.

На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? 'Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы. Я долго пыталась уловить этот этап и вот что заметила: серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы.

Опорные схемы, или просто опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное; условие в работе со схемами - то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться» (с.8).

«Киты» С.Н. Лысенковой реализуются с помощью многообразия приемов:

- в первом классе дети обучаются без домашних заданий;

- домашнее задание по новой теме дается только тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым ребенком;

- механическое зазубривание правил отсутствует в учебном процессе;

- опрос учащихся носит дифференцированный характер;

- воспитание организованности в ребенке;

- взаимодействие с родителями.

Академик АПН СССР И.Д. Зверев пишет о С.Н. Лысенковой, ее опыте следующее:

Многолетние положительные результаты, эффективные приемы работы, чуткое и заботливое отношение к детям, стремление научить всех сидящих за партой, пробудить интерес и любовь к учению, уверенность в преодолимости трудностей - вот особенности созданной ею системы методических приемов и средств. Эта система содействует достижению высоких показателей в знаниях учащихся, в овладении ими учебными умениями и навыками, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает них добрые человеческие качества…необходимо творчески воспринять и осмыслить ее опыт, понять его суть, дополнить его собственным, привнести в него то, что оправдано и подтверждено многолетней практикой многих других учителей и закреплено в теории обучения…главная ценность опыта С.Н. Лысенковой состоит в открытии таких приемов работы в классе, которые в сочетании с рядом ее личностных и профессиональных качеств позволяют успешно учить, развивать и воспитывать каждого ученика, которого она учит.

В чем же новизна ее методической системы? Она видится, прежде всего в наборе четко алгоритмизированных дидактических знаков, схем,, таблиц, карточек и т. п., которые выполняют, по выражению автора, опорную функцию в организации учения и в управлении мышлением учащихся. В этом главное, но не единственное положительное значение опыта. Успех опорных сигналов как методических приемов обусловлен тем, что они отражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико-гностический, источниковый, психологический, управленческий» (4, с. 3-4).

«Думаю, что не было бы пользы от всей оригинальной методики, если бы учитель упустил из своего внимания особую чуткость к личности учащегося: не допустить пробелов, предупредить ошибки, укрепить уверенность в успехе пробудить радость учения, устойчивое желание учиться» (4, с. 6).

Итак, личностно ориентированное обучение отличают следующие признаки.

1. Признание уникальности и самоценности каждого ученика.

2. Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека.

3. Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях.

В соответствии с этими признаками личностно ориентированного обучения совершенствуем себя личностно и профессионально во всей своей жизнедеятельности.

Литература (основная):

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1990.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. –М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? –М., 1988.

4. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. –М.: Педагогика, 1985.

5. Хуторский А.В. Методика личностно ориентированного обучения. М., 2003.

Литература (дополнительная):

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург, 2001.

2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Учебное пособие. Таганрог, 2007.

3. Никитина А.В. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа, 2001, № 9.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: