Толстой дооктябрьское творчество

A. H. ТОЛСТОЙ (1883-1945)

На первом, дооктябрьском этапе своего творчества он выступает как противник косного и отсталого, как продолжатель традиций критического реализма. Но только Великая Октябрьская революция, а затем жизнь, преображенная социализмом, дали возможность развернуться во всем блеске яркому и своеобразному таланту Алексея Толстого.

Близость к среде символистов не могла, конечно, не сказаться на первых творческих опытах Толстого. В соответствии с эстетическими принципами символизма он стремится отвлечься от реальной действительности, увести своего лирического героя в мир «идеальной» мечты, неземных страстей. Там же, где писатель пытается обратиться к теме труда и народа, он еще далек от насущных и жгучих социальных проблем. Эта тема трактуется им в стилизованных и мистических образах, он намеренно стремится придать ей архаическое, оторванное от современности звучание.

Именно эти мотивы характеризуют его первый литературный опыт — книгу стихов «Лирика» (1907). За внешней красивостью стихов скрывается бедность формы, расплывчатость и неопределенность мысли, ограниченность художественных средств.

Восприняв глубоко чуждые его дарованию эстетические принципы символизма — отвлеченность, демонизм, «утонченную» эротику, крайний индивидуализм, А. Толстой потерпел поражение со своей первой книгой. В 1908 году Толстой создает свой первый рассказ «Старая башня», который был напечатан в журнале «Нива». Рассказ этот, выдержанный в духе символизма, однако, несет в себе и некоторые элементы реалистического рисунка. В основе рассказа лежит мистическая мысль о роли фатума в жизни человека. Некий инженер Труба, собираясь снять со старой башни часы, пренебрег предостережением, заключавшимся в старой легенде, и был убит «неведомой силой». Но вместе с тем в «Старой башне» и в других ранних рассказах проглядывают и бытовые картины.

Как следствие интереса к фольклору появился сборник стихов «За синими реками» (1911) — второй и последний из стихотворных сборников молодого Толстого. По свидетельству автора, основной темой книги является воспевание русской природы, благотворно воздействующей на мироощущение лирического героя.

Следующей ступенью на пути сближения писателя с реальной жизнью был новый для него жанр — сказки. Именно в этот период социальные мотивы начинали все глубже и органичнее проникать в творчество писателя. «Сорочьи сказки» (1910) были своего рода вехой на пути преодоления писателем символистской эстетики.

Нельзя сказать, что в «Сорочьих сказках» писатель полностью постиг народную душу, понял силу, таящуюся в недрах народных масс. Процесс отделения Толстого от символизма и сближения с народом и фольклором не был идеологически осознанным процессом,— это была скорее интуитивная тяга талантливого художника к правде жизни. В сказках отчетливо видны реалистические особенности творческой манеры Толстого.

В противовес писателям, идеализировавшим уходящую под натиском наступающего капитализма усадебную культуру, Толстой не оплакивает разоряющиеся дворянские гнезда с их изъеденной мышами мебелью, он не любуется своими чудаковатыми героями в камзолах, с лорнетами в руках. Чутьем большого художника он почувствовал обреченность уходящего класса.

В своих сатирических повестях и рассказах о деградирующем среднепоместном и мелкопоместном дворянстве писатель сумел объективно правильно отразить один из существеннейших процессов русской жизни начала XX века, сделав при этом ряд важных обобщений.

Так уже в своих первых произведениях о дворянстве Толстой обнажает типические черты дворянско-поместного быта, скрывающиеся за показной утонченностью. Стилизованную ткань этих произведений зачастую разрывают реалистические, нередко огрубленные подробности, «вульгарная» речь.

Внутри дворянства образовалось две группы: первая — это еще «хозяева жизни», вторая — представители дворянства, опускающегося на «дно». Заслуга Толстого и состоит в том, что он показал духовный и моральный распад не только уже деградирующей группы, но как будто и сильной еще группы помещиков, владеющих тысячами и десятками тысяч десятин земли, занимающих руководящее положение в жизни уездной, и не только уездной, России. Толстой показывает, что представителям этих обеих групп свойственны общие черты моральной деградации, духовного опустошения.

Вполне естественно, что черты деградации выступали в «детях», т. е. в молодом поколении дворян, еще резче, чем в «отцах». «Все поместные дворяне подвержены одной участи,— размышляет один из героев романа «Две жизни»,— уходит под ними земля, как морской отлив, старики кое-как еще скрипят, а дети должны переехать в города, занимаясь неподходящим делом».

Сатирическое повествование о быте, устоях и нравах оскудевающего дворянства становится основным содержанием всего дооктябрьского творчества Толстого. Художественная ценность и общественное значение «заволжского» цикла объясняются тем, что А. Толстой не просто объективистски воссоздавал, «копировал» факты дворянской семейной хроники. Подлинные события, факты и люди подвергались сложному процессу художественной переработки, типизации. Дворянские персонажи в центре внимания автора. Образы крестьян появляются лишь мимолетно в отдельных эпизодах. Однако характерной их чертой является не традиционная покорность помещикам, а пробуждение чувства человеческого достоинства и появление настроений протеста. Так, в рассказе «Однажды осенью» крестьянка Марина жестоко мстит помещику, посягнувшему на ее честь,— она душит его. Сам образ красавицы Марины овеян благородством и резко противостоит образу помещика Балясного — человека ликчемного и тусклого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: