В ряде рассказов показаны сцены мужицкого бунта и расправ крестьян со своими угнетателями («Петушок», «Архип»)

Конечно, в словах и действиях крестьян, как они показаны Толстым, проявляется не настоящая революционность, а вековечная вражда людей с мозолями на руках против паразитирующих белоручек. Никак нельзя делать вывода, что А. Толстой уже в те годы утверждал идею насильственного низвержения дворянского класса. Он осуждал бесчеловечность помещиков в отношении к крестьянам, но был далек от отрицания основ, на которых покоилось тогдашнее общество.

С женскими образами ранних произведений Толстого связана положительная, жизнеутверждающая идея очищения и возвышения человека. От ранних рассказов Толстого идет прямой путь к женским образам трилогии «Хождение по мукам».

Создавая образы женщин, обаятельных своей гуманностью и человечностью, А. Толстой продолжал традицию Тургенева.

К «заволжскому» циклу тематически примыкают романы А. Толстого «Две жизни» (1911, после переработки — «Чудаки») и «Хромой барин». В центре романа «Чудаки» — представители великосветской знати, Роман содержит наряду с резкой критикой дворянства, столичной петербургской знати, бесплодности ее существования, пошлости и тунеядства также и антиклерикальные мотивы. Писатель рисует картину монастырских нравов, раскрывает корыстолюбивые махинации руководителей духовной паствы; в романе они представлены матерью Голендухой — настоятельницей монастыря. Автор отмечает и связь, существующую между представителями мира клерикалов и средой помещиков. Выразительны образы сладострастницы Степаниды Ивановны и ее никчемного мужа.

В романе «Хромой барин» мы находим отклик писателя на усилившийся процесс сближения дворянства с крупной буржуазией, происходивший в результате промышленного подъема в предвоенный период. Это — купеческий сынок Цурюпа, первый, еще слегка намеченный образ буржуа в творчестве Толстого. Дальнейшее развитие этот образ получил в «Приключениях Растегина».

Повесть «Приключения Растегина» (1913) завершает дворянский цикл произведений Толстого. В основе сюжета повести — злоключения дельца Растегина, отправившегося с целью закупки стильной мебели в объезд помещичьих имений. Эта поездка столкнула Растегина с галереей неприглядных обитателей усадебных захолустий, таких, как Окоемовы, Бород-Капустины, Дыркины, Чувашевы и другие, напоминающие героев «Мертвых душ». Выступив продолжателем гоголевской сатирической традиции, А. Толстой в то же время нашел оригинальные ходы, приемы и художественные характеристики, которые свидетельствовали о его своеобразии и самобытности как художника.

Своих персонажей Толстой изобразил в остро гротескной, шаржированной манере. Отупевшие от монотонного существования помещики способны только потреблять, ничего не производя.

Распадающийся дворянский класс выступает в произведениях Толстого как одна из основ царского строя — подгнившая, но все же еще достаточно мощная и тормозящая развитие общественных отношений в России. Разоблачая паразитическое существование дворянства, выступая против пережитков крепостнического строя, Толстой в сущности утверждал мысль о неизбежности дальнейшего распада и окончательной гибели дворянства. К этому выводу приходил и непредубежденный читатель-интеллигент, и новый читатель из жадно тянувшейся к знанию народной массы.

Толстой, правда, пытался найти какой-то выход из того тупика, в который зашло дворянство. Но эти попытки являлись слабой стороной его творчества, не выходили за рамки отвлеченного гуманизма. Некоторые из дворян, изображенных Толстым, стремятся к жизни более чистой и полноценной, но на общем фоне разлагающегося дворянского быта они выглядят как праздные чудаки и мечтатели. Любовь для них — панацея от всех бед. Она заставляет этих лишних людей покинуть на время окружающее их сонное, заколдованное царство, срывает с просиженных диванов и толкает на поиски новых, неизведанных дорог.

В драматургии Толстого дооктябрьского периода выступали и боролись две противоречивые тенденции — реалистическая и символистская. Следуя первой из них, писатель стремился овладеть основными реалистическими принципами, провозглашал, что речевое мастерство и действие являются главнейшими и неотъемлемыми особенностями современной драмы. С другой же стороны, отсутствие ясных перспектив приводило его к использованию некоторых приемов мистического, андреевского театра. Отсюда наличие туманных философских обобщений, в которых писатель пытается через любовь показать и объяснить различные жизненные явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: