Жанровые виды заметки

Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты ре­альности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована[14][4]. Поэтому то, что в общем плане называется заметкой, при более близком, конкретном рассмотрении может быть отнесено к вполне самостоятельному виду публикации (разу­меется, в пределах общих характеристик заметки). Иначе говоря, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них, наиболее час­то появляющиеся на страницах современной периодической печа­ти, но, разумеется, отнюдь не исчерпывающие собой перечень возможных типов (жанровых видов) заметки.

Событийная заметка. Заметки данного типа составляют, так сказать, основной поток информационных публикаций в перио­дической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. Выделение их в самостоятельный жанровый вид возможно на основе своеобразия предмета отображе­ния. В качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

Из публикации «Угоняют все подряд» (Петровка, 38. № 20. 1998)
В течение одного дня со­трудники муниципальной ми­лиции Северного администра­тивного округа задержали две угнанные машины. Сначала со­трудники милиции остановили автомобиль «Запорожец». При­чина была банальная. С перво­го взгляда было ясно - за ру­лем сидит несовершеннолет­ний. Разумеется, документов на машину у него не оказалось. А вскоре выяснилось, что ма­шину молодой человек угнал, пользуясь тем, что на ней отсутствовала сигнализация. Так что похищают у нас не только иномарки. «Запорожец» был торжественно вручен законной владелице, а несовершеннолет­ний угонщик передан в ОВД «Дмитровский». А через несколько часов сотрудники муниципальной милиции остановили автомо­биль «Опель-Фронтера». При проверке оказалось, что маши­на числится в угоне. Ее трид­цатилетний водитель достав­лен в ОВД «Войковский».
Информационное содержание данной заметки — сообщение о двух, так сказать, «точечных» событиях одного ряда: угонах автомобилей и по­имке угонщиков. Эти сообщения носят чисто фактологический характер. Существует и другой вид содержания событийной заметки.
Из публикации «Без комментариев» (Десять дней. № 5. 2000)
Четверть всех московских школ требует комплексного капитального ремонта. Соглас­но данным московского коми­тета образования, на 1999 год из 1466 функционирующих се­годня в столице школ 610 тре­буют капитального ремонта, а 46 подлежат сносу. Между тем программа фи­нансирования капитального ремонта школ в прошлом году была выполнена только на 34% (вместо 150,5 млрд. руб­лей было выдано лишь 510,5 млн. рублей). Существует про­грамма «О состоянии и раз­витии материально-техничес­кой базы московских школ», которая рассчитана до 2005 года. Для реализации этой программы потребуется 16,5 млрд. рублей. В 2000 году на реконструкцию и ремонт школ Москвы выделено лишь 500 млн. рублей.
Событийные заметки данного типа (похожие на приведенную выше) обычно представляют собой так называемую итоговую, комплексную информацию, состоящую из количественных и качественных обобще­ний, из таких сведений, которые могут быть охарактеризованы то ли как «факт», то ли как «оценка», то ли как «норма», то ли как «предписа­ние» и пр. Иначе говоря, это информация, характеризующая предмет — состояние дел в какой-то отрасли производства, каком-то учреждении, какой-то сфере деятельности и т.п. в самых разных аспектах. Причем она (информация) может давать представление как о чем-то уже свершив­шемся, так и о совершающихся событиях, действиях, процессах, воз­никающих ситуациях, феноменах.

Анонс. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «со­общение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оператив­ных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку имен­но они привлекают широкую публику на всевозможные меропри­ятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества (но, разумеется, и не только в этой сфере).

Из публикации «Майские дни недвижимости» (Московская правда. 18 мая. 2000)
С 26 по 29 мая московский Манеж вновь будет предостав­лен в распоряжение участников и гостей Международной специализированной выставки «Инвестиции, строительство, недвижимость». Она состоится в столице уже в четвертый раз. В соответствии с распоряжени­ем мэра организация меропри­ятий возложена на Комплекс перспективного развития горо­да, департамент внешних свя­зей Правительства Москвы и другие привлеченные структу­ры. 248 фирм уже подтверди­ли свое участие. Среди них -представители стран ближне­го зарубежья, Италии, Испа­нии, Австрии, Великобрита­нии, Германии и ряда других. Общая площадь выставки -1952 квадратных метра, 120 -займет стенд Правительства Москвы. Общий план экспо­зиции разработан Москомархитектурой при участии глав­ного архитектора Москвы. Персональные стенды Моспромстроя, Главмосстроя, Моспромстрой - материалов, Москапстроя, Мосинжстроя представят новые технологии, материалы и способы прове­дения работ, здания и соору­жения, уже возведенные мос­ковскими строителями. В рамках выставки 26-28 мая состоятся конференции и семинары, где будут обсужде­ны вопросы по основным направлениям тематики выстав­ки и ее разделов: инвестици­онная деятельность, ипотечное кредитование, операции с не­движимостью и другие. 27 мая представители Правительства Москвы примут почетных го­стей выставки — послов зару­бежных стран. А 29 мая в Ма­неже — День открытых дверей для жителей и гостей столи­цы. Лариса Сергеева

При всей близости к объявлению анонс является самостоя­тельным видом публикаций. Различие (хотя и незначительное) меж­ду анонсом и объявлением (как они существуют в современной российской прессе) заключается прежде всего в том, что объявле­ния выполняют функцию извещения не только о том, что и где нечто произойдет, но и о том, что уже происходит или происходило (например: «Пункт приема вторсырья № 28 закончил свою работу 5 апреля. Данное помещение сдано в аренду. За справками обра­щайтесь в администрацию района»). Кроме того, объявления пре­следуют чисто утилитарные цели, отнюдь не претендуют на какое бы то ни было изложение деталей, предыстории «мероприятия», его причины, условия проведения.

Анонс близок и к рекламному тексту. Однако в отличие от него анонс не ставит своей целью привлечь к «мероприятию» как мож­но больше публики, расписывая его достоинства. Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Аннотация. Название данного жанра «аннотация» переводится с английского «annotate» как «примечать». Этот вид заметки отно­сится к разряду информационных текстов, предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель пуб­ликации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо но­вого издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели со­здания). Аннотация является одним из основных жанров специа­лизированных периодических изданий («Книжный мир» и т.п.), но достаточно часто публикации этого жанра появляются и в пе­риодических изданиях иного плана.

Из публикации «О Пушкине с той стороны» (Мир за неделю. № 12. 1999)
Вышла в свет книга «Пуш­кин в эмиграции. 1937 год», - сообщает газета «Книжное обозрение». Издание подго­товлено известным литерату­роведом Вадимом Перельмутером. В книге собраны рас­сеянные по эмигрантской периодике публикации, приуроченные к 100-летию со дня гибели A.C. Пушкина. Среди авторов - С. Булгаков, В. Хо­дасевич, Д. Мережковский, Г. Адамович, А. Ремизов, П. Милюков, Б. Зайцев, В. Иванов и другие выдающи­еся деятели русской культу­ры.

Иногда аннотацию называют мини-рецензией. С этим согла­ситься нельзя, поскольку у любой рецензии, в том числе и у мини-рецензии, иная цель, нежели у анонса.

Мини-рецензия. Она представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, по­лученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предме­том. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оцен­кой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновыва­ется какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора.

Из публикации «Легионер» (Новая газета. 16-23 сентября. 1999)
«Легионер». Режиссер - Питер Макдональд. В ролях - Жан Клод Ван-Дам, Стивен Беркофф Полный отчаяния фильм о боксере из Марселя, пытаю­щемся скрыться от гангстеров в Северной Америке. Двадца­тые годы, бескрайние песча­ные просторы и старая как мир тема «порока и предатель­ства». Ален (Ван-Дам) один против равнодушия окружаю­щих и жестокости преследую­щих. Свежо... Терпение зрительское во­истину велико, но справиться со щемящей сердце жалостью к очередной попытке реани­мировать безнадежного, как спящая красавица, «универ­сального солдата-боксера-шпиона-гимнаста» реально только в более щадящих климатических условиях. В про­тивном случае наша жалост­ливая ментальность приведет прямиком к инфаркту в зри­тельном зале. За отсутствие коронного шпагата на двух стульях сра­зу - большое человеческое спасибо, но ей-ей, надо и честь знать. Каждый киноман любит плохое кино, только не до та­кой степени. Катя Шапошникова
Оценка фильма в данной заметке складывается из двух основных от­рицательных оценок: во-первых, избранная режиссером тема порока и предательства «стара как мир», т.е. не оригинальна; и во-вторых, фильм представляет собой попытку «реанимировать безнадежного, как спящая красавица, солдата... и т.д.». Итоговая оценка фильму выносится в послед­ней строчке заметки, в словах: «плохое кино». Конечно же, любитель кино примет такого рода заметку (и выражен­ные в ней оценки фильма) к сведению. Но это не значит, что он будет считать ее достаточным основанием для того, чтобы не смотреть фильм, поскольку видит, что в ней выражены лишь эмоции какого-то одного человека, увидевшего фильм. Серьезная же аргументация в пользу пози­ции автора в публикации не изложена. Да это и не является задачей ин­формационного материала — ее решают публикации аналитических жан­ров, в том числе — «аналитические», т.е. «развернутые», доказательные рецензии.

Блиц-портрет. Этот жанр может быть выделен из информаци­онных публикаций других типов в качестве самостоятельного на основе своеобразия предмета отображения. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-порт­рет», в известной мере, настраивает на знакомство с особым пред­метом отображения, каковым является человек. Наличие подобно­го названия заметки важно как для самого журналиста, так и для аудитории. Журналисту знание того, что ему необходимо подгото­вить информационный материал в жанре «блиц-портрет», помо­гает уяснить, что именно он должен написать. Аудитории же обозначение публикации именем «блиц-портрет» подсказывает то, о чем, собственно говоря, идет речь в расположенной под этой руб­рикой публикации.

Из публикации «Пресс прессы» (Московский комсомолец. 1998. 4 июня)
Взять, к примеру, Павла Бородина, управляющего де­лами президента. Фигура из­вестная, не так ли? Фигура мо­гущественная: под его при­смотром 4000 госдач и еще куча всякой недвижимости, огромный автопарк, авиаком­пания «Россия»... В общем, все, что обеспечивает удобства армии из 12 тыс. чиновников Кремля, Думы, правительства и так далее. «Редкой души че­ловек, прекрасный работник, умница», - скажут те, для кого работает Бородин. «Они жи­руют, а нам зарплату не пла­тят», - прокомментирует кремлевские будни раздра­женный глас народа».
Как видим, краткая характеристика, данная кремлевскому чиновни­ку, выявляет наиболее важные моменты его деятельности, показывает его возможности, что вполне достаточно для первого знакомства читате­ля с героем данной публикации. Тем самым материал в полной мере вы­полняет свою функцию, оправдывая таким образом свою жанровую са­мостоятельность.

Мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фак­тологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, опре­деленный временной период, в течение которого произошли наи­более примечательные, с точки зрения автора, события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например по их сходству (по теме). Могут быть найдены и какие-то иные осно­вания для выбора совокупности обозреваемых феноменов.

Автор мини-обозрения не ставит перед собой цель доскональ­но выявить взаимосвязи, существующие между отобранными им Для освещения в публикации явлениями. Он не пытается в таких публикациях, опираясь на взаимосвязь освещаемых феноменов, определить какую-то порождающую их закономерность. Главная его цель — сообщить о существовании схожих явлений или извес­тить о случившихся за определенный промежуток времени собы­тиях.

Из публикации «5 трагедий в воздухе за один день» (АиФ. № 97. 1999)
Четверг, 9 декабря, стал днем авиакатастроф. Именно в четверг рухнули два легких самолета и военный вертолет в США. Именно в четверг на­шли в горах обломки пасса­жирского самолета на Филип­пинах. Именно в четверг врезался в сопку российский са­молет Ан-24 в Приморье. Только за один этот день в авиакатастрофах погибло 42 человека, ранено - 5, пропало без вести - 11. Причины тра­гедий выясняются. Л. П.
Нетрудно увидеть, что данный материал содержит информацию, в которой описывается совокупность однотипных событий (авиакатастроф), происшедших в течение одного дня. Такая тематическая и временная ло­кализация объединяет разные события, что и позволяет сообщить о них под одним заголовком. Данная публикация отличается от заметок иных типов тем, что позволяет читателю «обозреть» определенную, лаконично обозначенную панораму неких событий, что в известной мере повышает информационную насыщенность заметки.

Мини-история. Этот тип заметок в настоящее время широко распространен в изданиях, предназначенных для семейного чте­ния и готовящихся по «европейскому стандарту» (читателю пред­лагается получить основные сведения при минимальной затрате времени и усилий). Иначе говоря, такого типа заметки ориентиро­ваны на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

Главной основой для выделения мини-истории в качестве са­мостоятельного жанра выступает предмет отображения, которым является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.

Из публикации «Штеффи Граф: закупает ползунки...» (Лиза. № 2. 2000)
Андре Агасси, помнится, расстался со своей супругой Брук Шилдс из-за несогласия по детскому вопросу: Брук страстно желала ребенка, а Андре не мыслил себя в роли папы... И вот недавно Андре и его новая любовь Штеффи Граф посетили бутик для новорожденных, где отоварились на круглую сумму. К чему бы это?
Из публикации «Лидия Иванова: новый муж к Новому году» (Лиза. № 2. 2000) Он принес ей кассету с записями своих песен. Она послу­шала и подумала - какой кошмар! Тогда он принес бутылку и предложил выйти за него замуж. Она во второй раз подумала - какой кошмар: мне - 63. Ему - 23. Но было поздно - она влюбилась. Юная душой шоу-вумен и молодой музыкант не­давно поженились. Наши поздравления! Если сравнить эти две публикации, то можно заметить, что несмотря на то, что они рассказывают о совершенно разных людях, их объединяет одно — они ограничены пределами событий (или события) чьей-то лич­ной жизни, не имеющих каких-то заметных общественных последствий.

Основное назначение публикаций типа «мини-история» зак­лючается прежде всего в том, чтобы развлечь читательскую ауди­торию, дать определенный материал для удовлетворения так на­зываемого «человеческого интереса», для обсуждения с родными и знакомыми.

Мини-совет. Информационные публикации такого типа пред­ставляют собой заметку, основным содержанием которой являет­ся программная информация.

Из публикации «Читатели советуют читателю» (Лиза. № 2. 2000)
Поможет холод. Каранда­ши для подводки губ и век очень мягкие, поэтому часто ломаются при затачивании. Перед тем как затачивать, по­ложите карандаши в морозил­ку, получится острый кончик почти без отходов. М. Крамников Оживляющая вода. Если тушь для ресниц высохла до истечения срока годности, не надо добавлять в нее ни спирт, ни воду, просто подержите в стакане с теплой водой. Л. Макеева Как черепахе гулять. Не разрешайте черепашке свобод­но перемещаться по квартире. Во-первых, вы можете случайно наступить на нее или прихлоп­нуть дверью. Во-вторых, она может куда-нибудь упасть, а па­дение даже с табуретки грозит ей смертельной травмой позво­ночника. Черепахи не такие медлительные, как порой ка­жется: за считанные минуты они иногда успевают добраться до таких опасных мест, как пе­рила балкона или раскаленная плита. Поэтому лучше всего держать черепаху в просторном террариуме, из которого она не сможет совершить побег. И. Лапин

Мини-советы относятся к публикациям информационного жан­ра постольку, поскольку они служат целям извещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели, но отнюдь не претендуют на анализ, на развернутое обоснование, на серьезное аргументирование правильности излагаемого совета. Доверие к подобного рода текстам обеспечивается лишь автори­тетом тех лиц, которые их дают. Анализ печатных изданий пока­зывает, что авторами публикаций в жанре мини-совета чаще все­го выступают специалисты из разных сфер деятельности. Именно они владеют наиболее ценной информацией в указанном отно­шении.

Хотя нередко, как и в приведенных выше примерах, советы публикуются без какого бы то ни было указания на степень компе­тентности (предположим — обозначения специальностей, кото­рыми владеют авторы). Прежде всего так происходит тогда, когда советы, которые публикуются изданием, носят бытовой характер. Авторы советов, которые могут повлечь более-менее серьезные по­следствия для читателя, решившего их применить, как правило, представляются с указанием профессионального статуса «совет­чика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: