2. Костер лучей — облик апостола Иоанна.
7-8. Когда стремится твоя душа. — То есть: «К чему направлена твоя любовь». Иоанн вопрошает поэта о любви, подобно тому как Петр и Яков — о вере и надежде.
12. Таится мощь Ананииных рук. — Смысл: «Беатриче своим взглядом возвратит поэту зрение, подобно тому как, по церковной легенде, Анания возложением рук исцелил апостола Павла от слепоты».
16-18. Святое Благо неземных палат… — Смысл: «Вся моя любовь направлена к богу».
24. К такой мете — то есть к богу.
38-39. Мне показавший первую Любовь… — Древнейшие комментаторы относят это определение к Аристотелю.
40-42. Правдивый голос — то есть голос бога.
47. Подтверждающими голосами — то есть откровением, Священным писанием.
53. Орла Христова. — Орел — символ евангелиста Иоанна.
61. И сказанная истина живая. — См. ст. 16-18, 31-36.
64. И все те листья — то есть все создания.
72. Пронзающий за платом плат — то есть одну оболочку глазного яблока за другой.
|
|
83. Душа, всех прежде созданная — то есть Адам.
93. Дочь и сноху, ибо если Адам — отец всех людей, то всякая замужняя женщина — одновременно и его дочь, и жена его сына.
103. В нем — то есть «В твоем вопросе».
110-111. Вступил в высокий сад — то есть в Земной Рай.
118-120. Смысл: «Я пробыл в Лимбе 4302 года».
121-123. Смысл: «Я жил на свете 930 лет».
125-126. Задолго до немыслимого дела — то есть до попытки построить Вавилонскую башню (см. прим. А., XXXI, 46-81).
139-142. На той горе… — Смысл: "В Земном Раю я пробыл всего лишь семь часов — от утра до того (седьмого солнечного) часа, который вступает… за шестым ", что бывает, чуть солнце сменит четверть, то есть как только оно, в полдень, перейдет из первой четверти своего суточного пути во вторую.
ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ