Притча о двух семенах

Определить, когда именно начнётся или началось последнее время, нелегко, как и в случае с родами у женщины. Но наверняка не будет ошибкой сказать, что в определённом смысле последнее время началось как минимум с вочеловечения Бога: в Иисусе и действии Его Духа Царство Божье уже наступило (Мат. 3:2; 12:28).

Иисус образно разъясняет природу этого царства в различных притчах. В одной из них Он описывает последнее время и говорит о сути того, что будет тогда происходить. При этом Он возвращается к древнейшему образу, который Бог употребил уже при произнесении Своего приговора в Эдемском саду: возвещению о том, что будет два вида семени, которые будут вести непримиримую борьбу. Эту притчу часто называют притчей о пшенице и плевелах, её можно было назвать также «притчей о сорняках на поле»:

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились (греч. φαίνω [файно] = становиться видимым «явлением») и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нём плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. (Мат. 13:24-28)

Иисус в той же главе объясняет, о чём идёт речь, когда говорится о двух видах семян:

Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир (греч. κόσμος [космос] = человеческий миропорядок этого века); доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. (Мат. 13:37-39)

Из текста следует, что оба семени первоначально так сильно похожи, что ни один человек не может отличить, какое из них посеяно Богом, а какое врагом. В оригинале это видно ещё чётче, так как там идёт речь не просто о сорняках, а о «ядовитой пшенице» (греч. ζιζάνιον [зизанион]). Это вовсе не такое растение, как наши чертополох или крапива, а растение, изначально совершенно похожее на пшеницу, но приносящее ядовитые плоды. Поэтому различие становится очевидным только тогда, когда и то, и другое созревает настолько, что становятся видны плоды.

Поскольку это притча именно о последнем времени, мы должны ожидать того, что в настоящем и в будущем сатана будет вести борьбу с детьми Божьими прежде всего не через атеизм и открытое неверие, а через обманчиво правдоподобное подражание благочестивой вере. Этот конфликт – не побочное явление всемирной истории, а её сердцевина! Поэтому величайший враг всего человечества – это не сатана, а посеянное им поддельное христианство. Этим объясняется неразбериха, расколы и раздробленность, до сих пор господствующие среди христиан. Сатана раз за разом разбрасывает по миру свои подделки христианства, и лишь тот, кто действительно решит искать Бога сам, может с Божьей помощью научиться видеть различие между подлинным и ложным, между пшеницей и плевелами.

По плодам их узнаете их!

Истинных детей Божьих отличаются от семени змея не публичным исповеданием Бога, а своими плодами, своим образом жизни:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мат. 7:15-19)

Нам крайне важно сознавать, что за войну мы ведём. Нам нужно научиться отличать истинное от неистинного. Самый надёжный опознавательный знак – это плоды, и поэтому мы хотим кратко показать, что под этим имеется в виду в Библии. Сначала же Иисус, как видно прямо из этих слов, объясняет, что в глазах Бога плодом не является – хотя мы, может, и сочли бы это несомненными признаками истинного служителя Божьего:

Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие! (Мат. 7:20-23)

Одно лишь публичное исповедание христианства (Господи, Господи!) не говорит совсем ничего, и даже творение знамений и чудес не является опознавательным знаком истинных христиан! Бог смотрит, скорее, на сердце и на то, действительно ли мы Ему повинуемся, «исполняем Его волю». То, что мы называем характером, пожалуй, ближе всего к тому, что Христос называет тут плодами:

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд (πορνεία [порнейя] = проституция), нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:19-23)

Бросается в глаза, что к делам плоти относятся не только такие грехи, как обжорство (чревоугодие), пьянство (алкоголизм) и идолослужение, но и такие черты характера, как сварливость и враждебность.


Последнее время будет очень христианским!

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие (χαλεπός [халепос]). Ибо люди будут... имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. (2 Тим. 3:1-2,5)

Люди, таким образом, будут казаться богобоязненными христианами и придавать этой форме большое значение, но в то же время жить далёкой от Бога жизнью, которая в итоге окажется под полным контролем бесов: слово χαλεπός [халепос], употреблённое здесь Павлом, встречается в Библии ещё только один раз, и там оно обозначает людей, полностью находящихся под контролем злых духов, которых можно только обойти другим путём:

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые (χαλεπός [халепос]), так что никто не смел проходить тем путём. (Мат. 8:28)

Поэтому список качеств набожных людей последнего времени, которые перечисляет Павел, прямо-таки ужасает:

Ибо люди будут самолюбивы [эгоистичны], сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны [не признающие авторитета], неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. (2 Тим. 3:2-5)

Таким образом, в последнее время созреют семена обоих видов: христианские и поддельные, антихристианские. Вначале оба они выглядят одинаково, только когда можно увидеть их плоды, становится ясно, к какому виду семян принадлежит тот или иной человек! В Библии ясно сказано, насколько нечестиво поддельное семя, хотя оно крайне похоже по форме и прочим своим проявлениям благочестивому:

Как Ианний и Иамврий [= чародеи, подражавшие чудесам Моисея], противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере. (2 Тим. 3:8)

Ианний и Иамврий противились Моисею не только на словах, но и совершая те же чудеса, что и он (Исх. 7:11, 22; 8:3)! В то время как Бог хочет построить Свою церковь на основании, заложенном апостолами и пророками, а краеугольным камнем является Христос (Еф. 2:20), сатана посылает для разрушения церкви лжеапостолов, лжепророков и даже лжехристов:

И многие лжепророки (ψευδοπροφῆτης [псевдо-профетес]) восстанут, и прельстят многих. (Мат. 24:11)

Ибо восстанут лжехристы (ψευδόχριστος[псевдо-христос]) и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Мат. 24:24)

Как змей явился Еве в виде ангела света, так и его «семя» принимает образ апостолов Иисуса Христа:

Ибо таковые лжеапостолы (ψευδαπόστολος [псевд-апостолос]), лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды. (2 Кор. 11:13-15)

Всем христианам, которые на самом деле хотят следовать за Иисусом, придётся вынести гонения. Однако ещё опаснее, по словам Павла, грядущие заблуждения.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
(2 Тим. 3:12-13)

В принципе можно сказать, что всякий человек, вводящий в заблуждение, в то же время заблуждается и сам. Вероятно, даже большинство лжеапостолов и лжепророков убеждены в том, что служат Богу! Поэтому даже своих апостолов, когда они спрашивают о последнем времени, Иисус предупреждает прежде всего об опасности впасть в заблуждение:

берегитесь, чтобы кто не прельстил вас [12 апостолов], ибо многие придут под именем Моим… и многих прельстят. (Мат. 24:4-5)

Очень важную помощь в том, чтобы избежать этих заблуждений, оказывает Библия, Слово Божье, записанное для нас, людей. Поэтому Павел непосредственно после этих предостережений настоятельно увещевает и поощряет:

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2 Тим. 3:14-17)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: