За редким исключением, иллюстративный материал, сопровождающий текстовые компоненты электронных изданий о музыке, представлен статичными и анимированными изображениями различных форматов.
«Как известно, 70 % информации об окружающем мире человек получает через зрение. С появлением графических браузеров, появилась возможность добавлять к тексту изображение. Интернет получил мощнейший инструмент воздействия на своих пользователей. Являясь по своей сути той же компьютерной графикой, изображения в интернете всё-таки имеют ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание» [Буханцева 2008, 261].
Присутствие на страницах веб-сайтов графических изображений напрямую влияет на их юзабилити, причём как положительно, так и отрицательно.
Отрицательное влияние заключается, прежде всего, в увеличении времени загрузки страниц веб-ресурса, а, соответственно, и количества передаваемых данных. Несмотря на постоянный рост средней скорости интернет-соединения в мире («По итогам первого квартала 2014 года средняя скорость доступа в глобальную сеть составляла 3,9 Мбит/с, а во втором квартале – 4,6 Мбит/с, что на 42 % выше прошлогодних показателей» [http://tech.onliner.by/2014/09/30/speed-3, 25.05.15]), скорость передачи изображений от сервера к пользователю по-прежнему не может сравниться с тем же показателем по отношению к текстовым элементам веб-сайтов.
|
|
Положительное влияние основывается на том, что графически оформленная информация воспринимается человеком легче и быстрее, чем текстовая. Таким образом, усвоение содержания веб-ресурса происходит в разы быстрее и при этом требует от пользователя меньших действий.
Противопоставлять друг другу текст и графику определённо не стоит: многолетняя практика интернет-коммуникаций показала, что они успешно сосуществуют, дополняя и расширяя возможности друг друга. Более того, на стыке текста и графики появилось относительно молодое интернет-явление – Инфографика. «Обычно под термином инфографика понимается визуальное представление информации, данных и знаний. Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики и заканчивая журналистикой и образованием. В общем, это достаточно универсальное средство для распространения концептуальной информации» [http://creativeideagroup.ru/chto-takoe-infografika-opredelenie-i-primery.html, 25.0515]. В настоящий момент развитие различных форм инфографики активно продолжается.
Стремясь улучшить юзабилити электронного издания о музыке, редактор при работе с его иллюстративным материалом руководствуется принципом максимального сокращения отрицательного влияния от наличия последнего при условии максимально возможного сохранения влияния положительного. За счёт этого, общая эффективность издания растёт.
|
|
Для осуществления этого принципа необходимо определить для себя основные формы существования иллюстративного материала в интернете и круг наиболее эффективных методов редакторской работы с ними.
Данные знания необходимы современному редактору, поскольку, как показала практика, при создании электронных изданий любой тематики он часто сталкивается с проблемой создания или поиска иллюстраций к текстовым материалам, после чего решаются вопросы обработки изображений для последующего введения их в состав проекта.
Н В. Буханцева отмечает, что при всём разнообразии изображения в компьютерной графике можно поделить на два больших класса: растровые и векторные, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества [Буханцева 2008, 262].
Растровая графика – это изображения, составленные из пикселей – маленьких цветных квадратиков, размещенных в прямоугольной сетке. Пиксел – это самая маленькая единица цифрового изображения. Качество растрового изображения напрямую зависит от количества пикселей, из которых оно состоит – чем больше пикселей, тем больше деталей можно отобразить. При этом число пикселей является статичным параметром и увеличить его невозможно [http://stockers.ru/articles/rastr, 25.05.15].
Рассмотрим достоинства и недостатки данного типа графики.
К достоинствам можно отнести: а) возможность воспроизведения изображений любого уровня сложности. Количество деталей, воспроизводимых на изображении, во многом зависит от количества пикселей; б) точная передача цветовых переходов; в) наличие множества программ для отображения и редактирования растровой графики. Абсолютное большинство программ поддерживают одинаковые форматы файлов растровой графики. Растровое представление, пожалуй, самый «старый» способ хранения цифровых изображений.
Однако у растровой графики есть два существенных недостатка. Первый – большой размер файла. Фактически для каждого пикселя приходится хранить информацию о его координатах и цвете. Второй – невозможность масштабирования (в частности, увеличения) изображения без потери качества [http://stockers.ru/articles/rastr, 25.05.15].
Основные форматы растровой графики: GIF, PNG, TIFF, JPEG. Каждый из них имеет свои особенности и устоявшуюся сферу применения.
Формат TIFF (Tagged Image File Format) – формат для хранения изображений высокого качества. Главный недостаток – большой вес файла, из-за чего в интернете представлен сравнительно слабо.
Форматы JPEG (Joint Photographic Experts Group – название разработчика) и PNG (Portable Network Graphics) – самые распространённые в интернете, подавляющее большинство изображений в Сети существует именно в них. Это объясняется сравнительно небольшим весом файлов и удобством работы с ними. Главные недостатки – в среднем невысокое качество изображений и невозможность создания на базе этих форматов анимированных изображений. Для решения последней задачи в подавляющем большинстве случаев применяется формат GIF (Graphics Interchange Format) – фактически единственный растровый формат графики, поддерживающий анимацию (хотя есть и альтернативы, например APNG).
Все названные выше форматы изображений поддерживаются современными браузерами.
Альтернатива растровой графики – векторное изображение. Это совокупность разнообразных простых и сложных геометрических объектов, точек, объединенных математическими соотношениями. Обычно это простейшие геометрические формы и фигуры. Векторные изображения, относительно растровых, могут быть увеличены без потери качества рисунка или фигуры почти до бесконечности, ещё они имеют меньший объём самих файлов. Отличительная особенность – возможность создания трёхмерной графики на основе векторного изображения.
|
|
Основные векторные форматы: EPS (Encapsulated PostScript), CDR (CorelDRAW), WMF (WindowsMetafile) и ряд других [http://nix-studio-edition.ru/tutorials/glossariy/1135-vektor.html, 25.05.15].
Векторные изображения распространены в интернете слабее растровых. Лишь некоторые форматы векторной графики поддерживаются современными браузерами (например, SVG), поэтому начинающим сайтостроителям рекомендуется делать выбор в пользу растровых изображений.
Иллюстративный материал для веб-сайта может быть создан самостоятельно (что предпочтительно, поскольку это будет оригинальный контент) с помощью цифровых фотокамер, сканеров, и графических редакторов, либо позаимствован в интернете. Во втором случае следует помнить о существовании авторских прав на изображения [ГК РФ, часть 4]. Однако есть и свободные библиотеки изображений.
Обработка изображений осуществляется в специальных программах – графических редакторах, которые бывают векторными, растровыми или комбинированными [Буханцева 2008, 269]. Существует множество графических редакторов различного уровня, начиная от примитивных (вроде Paint, встроенного в операционную систему и предоставляющего минимальный набор возможностей) и заканчивая дорогими профессиональными пакетами программ, (например, Adobe Photoshop), требующими владения специальными навыками работы. Есть бесплатные аналоги профессиональных графических редакторов, например GIMP (GNU Image Manipulation Program) [http://gimp.ru, 25.05.15]
Для ускорения загрузки отдельных страниц веб-сайта (следовательно, и для улучшения его юзабилити) необходимо добиться уменьшения веса отдельных его элементов. Применительно к изображениям это означает сжатие. При этом падает качество изображения, а следовательно, снижается положительный эффект его присутствия. Многие современные графические редакторы поддерживают функцию сохранения изображения в сниженном качестве. Большие изображения перед размещением в интернете сжимать рекомендуется, причём на нескольких начальных уровнях сжатия ухудшение качества будет практически незаметным. Увидеть разницу можно будет лишь попытавшись увеличить сжатое изображение.
|
|
Альтернативный путь решения данной проблемы видится нам более перспективным, поскольку для пользователя сохраняется возможность доступа к оригинальному качественному изображению. Суть этого метода в том, что на сайте размещаются миниатюры – уменьшенные и сильно сжатые копии изображений, которые по совместительству являются гиперссылками на полноразмерные высококачественные оригиналы этих изображений. Пользователь сам выбирает, какие из иллюстраций просмотреть в высоком качестве.
Другой любопытный приём – размещение иллюстраций и прочих «тяжёлых» элементов в конце статей, предполагающих длительную загрузку. Пока читатель воспринимает текстовые сведения из первой части статьи, загрузка продолжается, и к моменту, когда он доходит до подобных материалов, они уже полностью загружены. Но далеко не всегда такой подход допустим и уместен.
Рассмотрев текстовые и иллюстративные компоненты веб-сайтов музыкальной тематики и особенности работы с ними, мы переходим к обзору приёмов редакторской работы с аудио- и видеоматериалами.