Сила и основы методики ее воспитания

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

На про­явление силовых способностей оказывают разные факторы. Среди них выделяют: I) собствен­но мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические: 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологичес­кие факторы, а также различные условия внешней среды, в кото­рых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относи­тельно быстро сокращающихся) и красных (относительно мед­ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность фермен­тов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический попереч­ник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влия­нии центральной нервной системы на их функции.

От личиостно-психических факторов зависит готовность челове­ка к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотн-вашюнные и волевые компоненты, а также эмоциональные про­цессы, способствующие проявлению максимальных либо интен­сивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в

пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппара­та, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормо­нальные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Различают собственно силовые способности которые проявляются: I) при относи­тельно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполня­емых с околопредельными, предельными отягощениями (напри­мер, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим разли­чают медленную силу и статическую силу.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величи­ны. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выпол­нения двигательного действия достигать максимальных показате­лей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д

К специфическим видам силовых способностей относят сило­вую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость — это способность противостоять утом­лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч­ными напряжениями значительной величины.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуа­ции деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.).

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оцен­ки степени развития собственно силовых способностей различа­ют абсолютную н относительную силу. Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движе­нии, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса.

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направ­ленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц.

Основные средствами развития являются: Упражнения с весом внешних предметов: упражнения, отягощенные весом собственного тела: у пражнения с использованием тренажерных устройств общего типа; рывково-тормозные упражнения; Статические упражнения в изометрическом режиме {изомет­рические упражнения):

Дополнительными средствами развития являются: Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.); Упражнения с использованием сопротивления упругих предме­тов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и; т.п.); Упражнения с противодействием партнера.

В практике физического воспитания используется большое коли­чество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Метод максимальных усилий предусматривает выполнение зада­ний, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса).

Метод непредельных усилии предусматривает использование непредельных отяго䑉ений с предельным числом повторений (до отказа).

Метод динамических усилий состоит в создании мак­симального силового напряжения посредством работы с непре­дельным отягощением с максимальной скоростью.

«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных уп­ражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности уси­лий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыж­ком в длину).

Метод статических (изометрических) усилий предполагает применение различных по величине изометрических напряжений.

Статодинамический метод х арактеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изомет­рического и динамического.

Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздей­ствие на различные мышечные группы.

Игровой метод предусматривает воспитание силовых способ­ностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мы­шечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма

В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измери­тельных устройств — динамометров, динамографов; 2) с помощью специальных контрольных упражнений и тестов на силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: