В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учашихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное — автоматизированный характер управления движением.
Двигательный навык — это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мастерства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Здесь выделяют элементы двигательного действия, требующие концентрации внимания. Это основные опорными точки (ООТ). Совокупность ООТ. составляющих действие, является ориентировочной основой действия (ООД). Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении
по каждой ООТ.
4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом.
При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).
Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц.
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений.
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи.
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о дви
гательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным
точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж
нений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в
общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех
нике двигательного действия.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Процесс обучения двигательным действиям подчинен ряду законов, в числе которых: Закон изменения скорости в развитии навыка. ( Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста); Закон «плато» (задержки) в развитии навыка; Закон угасания навыка. (длительное не повторение действия);
Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка; Закон переноса двигательного навыка. ( ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка или наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка.)