Фил-ия эпохи Возрождения: осн-ые идеи и вопросы

Особенность-тесная связь с христианством. Мировозрение Средневековья-теоцентризм (тео с лат. «бог»)-центр мира-бог. Учение об этом-креационизм(идея создания мира Богом). 2идея.Идея времени (мир имеет и начало и конец. Эсхатология-уч-ие о конце мира (эсхатос от греч. конец). Фома Аквинский дал 5 даказат-в о существ-ии бога.

*Природа-вторичное явление(познавать природу нету смысла)

Уч-ие,к-ое считало,что Бога можно познать ч/з логику или мышление -наз. Средневек. интеллектуализм. (можно соед. религию и науку; религию и философию). Антиинтеллектуализм -Бога постигнуть сердцем. Средневековая наука- схоластика -изуч. логику, как и что можно доказывать.

*Учения о чел-ке-центральное место. Ф-ф Ориген-чел-ек надприродное сущ-во, у него 3 составляющих: тело,душа,дух.

Душа-собственное «я»-внутренний мир страстей, желаний, борений(здесь возникают эмоции). Душа всегда выбирает или тело или дух и она обладает свободой выбора!! (душа подчинилась телу и получила зло). Душа обладает волей.

* Учение о познании сост. из 2 теорий: номинализм и реализм. У них спор по поводу природопонятия. Что сначала понятие или предмет? Реалисты: (Фома Аквинский)-сначало понятие, потом предмет. Номиналисты (Оккам)-предмет, потом понятие. Победил номинализм, это открыло дорогу развитию науки.

Августин Блаженный обосновал идею о существ-ии 2-х властей: светская власть государства и духовная власть церкви—они должны существовать отдельно,параллельно!! «+»монархия,аристократия,полития (цензовая демократия, власть большинства) и «–»тиранИя, олигархия,демократия

Фил-ия эпохи Возрождения: осн-ые идеи и вопросы.

Антропоцентризм(Сократ) —человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Выше всего своеобразие и уникальность каждого индивида. Оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности. Именно в эпоху Возрождения вообще формируется понятие личности. Гуманизм (Франческо Петрарка) Мишель Монтень— отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Индивидуализм – культ изолированной личности, представленной самой себе, самовластие человеческого Я, возведенное в политическое и общественное право, заменившее собой Бога. Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, выдвижение материального мира на первый план. В отличие от средневековой морали, корыстолюбие и деньги-движущее силы развития общества. Возрожденческая ценность-«слава» как цель, к которой должен двигаться человек. Человек-созидатель», «человек - творец», «человек – кузнец своего счастья».

Пантеизм - философское учение, исходящее из тождества бога и природы. бог и природа единое целое. бог находится внутри мира. Бог начало мира, мир - живым, саморазвивающимся.

(Н. Кузанского, Д. Бруно) Н. Кузанский --бог - это совпадение min и max. Как прямая может быть представлена как развернутая в пространстве точка, так и природа есть «развертывание», воплощение бога. И наоборот, точка (минимум) представлена как возможность прямой (максимума), как ее «свернутое» состояние. Так и природа содержится в боге. Бог может проявиться только в конечном - в природе, человеке.
Д. Бруно -уравнивает бога и мир. --свободное «истечения» мира из бога; --выдвигает идею бесконечной множественности миров и бесконечности вселенной; --бог-сверхличное животворящее начало; -- душа человека - часть Мировой души, она бессмертна и после смерти тела, но она растворяется в Мировой душе, как капля в океане, теряя свою форму, то есть личность. Антиклерикализм —учение, выступающее против политического, экономического и духовного господства религии и церкви в обществе. -- не отрицает существование бога; -- отрицает не истинность религии, а положительную роль церкви в общественной жизни. Николо Маккеавелли
. Человек не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Судьба человека не “фатум” (рок, неизбежность), а “фортуна”. Судьба-фортуна никогда не может полностью определить жизнь человека.“фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной она предоставляет нам самим”. Главное в человеке — это способность к деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Само государство возникло как результат все той же эгоистической природы человека. Государство — это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения. Полезная форма правления-монархия. Термин «Новый государь» должен опираться на реальную жизнь, опираться и на хорошее и на плохое, на плеть и на пряник. Книга «Государь»- образ правления, когда используются любые средства для сохранения власти.

8.Рационализм. Осн.проблемы ф-ии Нового времени.

-Рождение экспериментальной науки; -череда буржуаз-ых революций; - переход от ручного труда к машинному.

Рацион-ое мировоз-е (рацио-разум,лог.мышление). Основано на идеях. 1)Вся природа закономерна, системна, все в ней взаимосвязано, все подчинено законам природы. 2)Человек исключ-но разумное существо; 3)Чел-к при помощи своего разума м. познать все законы природы; 18 век-в. Просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: