double arrow

СРЕДНИЙ КЛАСС


Существует достаточно много интерпретаций понятия средний класс,но в любом случае основой для его выделения являются доходы, которые в соответствии с другими характе­ристиками потребителя определяют и структуру, и особенно­сти потребления. Одним из способов его определения была предложена ме­тодика, характеризующая потребителя:

• доходом, позволяющим тратить на питание не более 1/3 совокупного дохода семьи;

• работой, которая является способом самореализации;

• имуществом, которое нуждается в сохранении и приум­ножении;

• менталитетом, позволяющим адаптироваться к реально­сти и вести активную жизнь.

Однако Россия находится в переходном состоянии, вероят­ность такого совпадения очень невелика, и, соответственно, многие классификационные признаки работают плохо.

Журнал «Эксперт» проводит многолетнее комплексное ис­следование под названием «Стиль жизни среднего класса» (по­левые работы в этом проекте проводили в разные годы группа компаний «КОМКОН» и ROMIR-Monitoring).

Несомненно, это наиболее полное и системное исследова­ние среднего класса, проведенное в нашей стране.




Авторы исследования считают, что в России существует аб­солютно четко выраженный слой, который по всем своим при­знакам — социальной роли, структуре ценностей, материаль­ному положению и потребительскому поведению — является средним классом.

Эта группа насчитывает 40—45 млн человек, или 25—30% населения нашей страны.

Базовыми ценностями средних русских являются свобода, воля, энергия и самодисциплина. Чем выше выраженность этих ценностей, тем ближе к вершине социальной пирамиды.

Можно сравнить структуру расходов представителей сред­него класса России и развитых стран, таких как США и Герма­ния.

Приведем основные различия в структуре расходов средне­го класса России и населения США и Германии.

• Доля расходов на питание в России (23%) почти вдвое больше, чем в США (15%) и в Германии (16%).

• Доля расходов на обустройство и содержание жилья рос­сийского среднего класса в 1,5 раза меньше, чем аналогичная доля в США и в Германии. Причем доля расходов именно на жилье (покупка, оплата, расходы на коммунальные услуги и т.п.) отличаются вдвое: 29% в США, 25% в Германии, 13% в России. А вот доля расходов на приобретение техники и мебе­ли в России больше, чем в США — (7% и 4% соответственно), в Германии — 7%.

• Доля расходов на транспорт российского среднего класса меньше (приблизительно в 1,5 раза), чем в названных странах.

• Доля расходов на обувь и одежду в 2 раза больше в России (7%). В США и Германии она не превышает 3-4%.

• Доля расходов на здравоохранение в 2 раза больше в США — 6%, чем в России (3%).

• Доля расходов на развлечения (включая расходы на про­ведение отпуска) больше в России и Германии, где они дости­гают 14% (5% в США).

Итак, группы расходов среднего класса России больше: пи­тание, одежда и обувь, развлечения, техника.

Расходы среднего класса России на жилье, транспорт, здра­воохранение меньше, чем в США и Германии.

Одной из отличительных особенностей среднего класса яв­ляется обладание определенным набором предметов длитель­ного пользования.

Средний класс, кроме прочего, — это люди, имеющие оп­ределенные сбережения, на которые они могут прожить ка­кое-то время без постоянного пополнения средств. А это во­прос не только доходов как таковых.

Наличие сбережений — важнейший ресурс, и у настоящего среднего класса они должны быть.







Сейчас читают про: