Необходимые условия для совершения Таинства Крещения. Кто может совершать Таинство Крещения? Что требуется от крещаемых?

Крещение – это Таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении его в воду и при призывании крестящим Имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и свя­тую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и стано­вится ее членом. Уже самое определение Таинства Кре­щения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином – зна­чит переменить убеждения и образ жизни, решительно переродиться в нового человека. Слова Господа о том, что зерно не оживет, если не умрет (Ин.12,24), или: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14,27), или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5), подтверждаются самой жиз­нью. История христианства знает множество примеров (начиная с апостолов), когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно иными людьми. Духовно возрожденный человек перестает жить для себя и начинает жить для Бога, других людей, обре­тая в этом для себя полноту бытия.

Для достойного принятия Крещения нужны вера и покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, осознание связанности ее с действием злых духов и от­речение от них.

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2, 38)

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16, 16)

Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покая­ния, но их крестят в силу веры их родителей и воспри­емников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.

Крещение требует приготовления, даже если принимающий его человек имеет всего несколько дней от роду и не способен понять, что с ним происходит. Таинство совершается над ним по вере его восприемников. Православная Церковь, в отличие от протестантски-рационалистических конфессий, никогда не ставила «понимание» условием для совершения таинства Крещения. Более того, опираясь на святоотеческую традицию, она считает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, является его плодом и следствием, а не условием. Высшим проявлением благодати Крещения является как раз то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царство Божие. Поэтому обряд при­готовления – это соборный акт Церкви, который делает возмож­ным последующее возрождение в таинстве. Ибо вся Церковь изменяется, обогащается и наполняется, когда еще одно чадо Божие включается в ее жизнь и становится членом Тела Хри­стова.

Сомневающимся в необходимости и возможности крещения младенцев следует напомнить, что апостолы крестили целые семейства, например, семейство Лидии (Деян. 16, 14-15) и тем­ничного стража (Деян. 16, 34-37), а также Криспа (Деян. 18,8), «Стефанов дом» (1 Кор. 1, 16). Есть все основания предполагать, что в этих семействах были и дети, которые были крещены вме­сте со взрослыми. Этот обычай закреплен каноническими прави­лами: 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтверж­денное правилом 84-м VI Вселенского Собора (680 г.). У отцов Церкви мы находим также прямые указания на необходимость крещения младенцев.

В то же время все христиане должны помнить, что полученный в Таинстве Крещения дар – залог новой жизни – преумножается личными усилиями, иногда под­вигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Уже в процессе принятия святого Крещения в крещаемом со­вершается чудесная перемена: он освобождается от влас­ти первородного греха, и сатана изгоняется из его серд­ца. Дьявол может искушать крещеного человека, но он становится как бы внешним ему. Некрещеный в силу первородного греха не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не делать этого. Та­ким образом, Крещение есть Таинство включения чело­века в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: