Историческое развитие священнодействий приготовления и принесения даров

Проскомидия (приношение) появляется в церкви не сразу, но складывается постепенно. Если во времена древней христианской церкви престолу предстояло 20-30 христиан, и их можно было помянуть за литургией, то когда их стало сотни и тысячи, к чину литургии прибавляется проскомидия. Проскомидия совершалась и раньше в жертвеннике – отдельной комнате, куда христианами приносились дары, жертвы. Этот обычай возник еще во времена апостольские, когда на вечер любви приносили еду, вино, хлеб, иногда одежду и вещи для больных и бедных членов общины. До нашего времени сохранились рукописи VIII-го века, содержащие разные чины литургии. В VIII-ом веке проскомидия еще не канонизирована, но уже сходна с современной нам, хотя в разных рукописях встречаются разные версии.

Древние христиане, храня повеление Господне да не явишеся пред Господом Богом твоим тощь (т.е. без всякого приношения), в день воскресный и в торжества великих праздников имели обыкновение приносить из домов своих перед Литургией в предложение хлеб и вино, прося священнослужителей о воспоминании. Священник совершал над этими дарами моление, прося Господа благославить и принять их в жертву, помянуть во царствии Своем как приносителей, так и тех, за кого были принесены дары. В это время диаконы читали имена тех и других. Потом, избрав из них лучший для причащения братии хлеб (а иногда, по многочисленности причащающегося народа, два и более), и влив вина в чашу, назначал и приготовлял с молитвами ко священнодействию. Оставшиеся Просфоры или приносы употреблялись на содержание клира, на пропитание нищих, вдовиц и сирот, для которых по совершении Евхаристии устраивалась общая трапеза любви.

Такое приношение даров с давних времен прекратилось. Но Церковь сохранила память этого древнего обычая. Она определила от себя некоторое число Просфор и количество вина. Одну Просфору и вино во время совершения Проскомидии приносить Богу в жертву благодарения, в воспоминание страданий Иисуса Христа, как Агнца, закланного на кресте во очищение грехов мира, потому и называется она Агнцем. Из других просфор берутся малые частицы. Одна из них приносится в честь и память Богородицы, другие же в память Пророков, Апостолов, Мучеников и всех Богу угодивших, также об отпущении грехов верным, живым и усопшим в вере и надежде воскресения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: