этаир анйаиш ча патхибхир мано душтам асат-патхам
буддхйа йунджита шанакаир джита-прано хй атандритах
этаих - с помощью этих; анйаих - с помощью других; ча - и; патхибхих - методов; манах - ум; душтам - оскверненный; асат- патхам - на пути материальных удовольствий; буддхйа - разумом; йунджита - должен управлять; шанакаих - постепенно; джита-пранах - сосредоточивший жизненный воздух; хи - поистине; атандритах - внимательный.
С помощью этого или любого другого рекомендованного в писаниях метода человек должен подчинить себе оскверненный и необузданный ум, который всегда жаждет материальных удовольствий, и таким образом погрузиться в размышления о Верховной Личности Бога.
КОММЕНТАРИЙ: Этаир анйаиш ча. Практика йоги требует от человека соблюдения различных правил и предписаний, выполнения асан и сосредоточения ума на движении воздушных потоков в теле. Все это в конце концов дает йогу возможность полностью погрузиться в размышления о Верховной Личности Бога и деяниях Господа на Вайкунтхалоке. К этому сводится практика традиционной йоги. Но того же состояния ума можно достичь, воспользовавшись другими предписанными методами, поэтому здесь сказано: анйаиш ча - можно пользоваться и другими методами. Главное - так или иначе обуздать оскверненный материальными желаниями ум и сосредоточить его на Верховной Личности Бога. Ум невозможно сосредоточить на пустоте или на чем-то безличном. Вот почему ни одна из авторитетных йога-шастр не рекомендует практиковать ложные системы йоги, основанные на философии пустоты или имперсонализма. Таким образом, истинный йог - это преданный, поскольку его ум всегда сосредоточен на играх Господа Кришны, а сознание Кришны - самый совершенный метод йоги.
|
|