апано вйавахаро 'тра читрам андхо бахуданам
питрихур дакшинах карна уттаро девахух смритах
апанах - называемый Апаной; вйавахарах - занятие языка; атра здесь; читрам - всевозможную; андхах - пищу; бахуданам - называемый Бахуданой; питри-хух - называемый Питриху; дакшинах - правое; карнах ухо; уттарах - левое; дева-хух - Деваху; смритах - называется.
Город Апана - это речь, а Бахудана - разнообразная пища. Правое ухо называют воротами Питриху, а левое - воротами Деваху.
ТЕКСТ 13
правриттам ча нивриттам ча шастрам панчала-самджнитам
питри-йанам дева-йанам шротрач чхрута-дхарад враджет
правриттам - путь чувственных наслаждений; ча - также; нивриттам путь отречения; ча - также; шастрам - священное писание; панчала Панчала; самджнитам - названный; питри-йанам - отправляющиеся на Питрилоку; дева-йанам - отправляющиеся на Девалоку; шротрат - благодаря слушанию; шрута-дхарат - с помощью спутника по имени Шрутадхара; враджет - можно подняться.
Нарада Муни продолжал: Город, названный Дакшина-панчалой, - это священные писания, ведущие человека по пути правритти, пути кармической деятельности, доставляющей наслаждения. Другой город, Уттара-панчала, символизирует писания, которые призваны помочь людям свести к минимуму кармическую деятельность и обрести знание. Через уши живые существа получают разные виды знания, поэтому одни из них попадают на Питрилоку, а другие - на Девалоку. Все это становится возможным благодаря наличию двух ушей.
|
|
КОММЕНТАРИЙ: Веды называются шрути, а знание, которое получают, слушая Веды, - шрута-дхара. В «Бхагавад-гите» говорится, что посредством слушания можно подняться на планеты полубогов, на планеты питов (предков) и даже на Вайкунтху. Об этом уже шла речь в предыдущих главах.