ВОЗРАСТ
|
Область языковой компетенции
| 0-1
| 1-2
| 2-3
| 3-4
| 4-5
| 5-7
|
ФОНЕТИКА
| Развитие
восприятия:
возникновение
различных реакций
ребенка на звуки и речь;
различение
интонации;
восприятие
основных
фонологических
противопоставлени й родного языка
Развитие
продуцирования:
крик
(новорожденный), гуление (1-3 мес.),
лепетные слоги (4-6 мес.), лепетные
цепи (6-8 мес.),
лепет с
расподобленными слогами (8-12 мес.); имитация
некоторых звуков
| Восприятие:
становление
фонематического слуха.
Продуцирование:
усвоение системы
гласных фонем;
усвоение многих
согласных фонем.
Лепет с интонацией
предложения
Фонетические
ошибки:
Слоговая элизия
Пропуск отдельных
согласных
Добавление гласных
(тенденция к конечному
открытому слогу)
Ассимиляция в области
гласных и согласных;
Упрощение любых
стечений согласных
(кластеров)
Замена гласных
и согласных, в том
числе и нетипичная
Метатезис
| Фонетические
ошибки:
Слоговая элизия
только в 4-5-
сложных словах,
ассимиляция в
области гласных и
согласных, пропуск
отдельных
согласных (до 2,6).
Упрощение многих
стечений согласных
(к 3 г. упрощаются
в основном только
группы из щелевых
согласных)
Замена согласных,
сложных для
артикуляции
(ц, ч,ш,ж,щ, р,
р`,л, л`). К 3 г. – в
основном
типичные замены.
Метатезис
| Типичные
замены
некоторых
согласных,
сложных для
артикуляции
(ч,ш,ж,щ, р,
р`,л, л`)
Метатезис
| Типичные
замены
отдельных
согласных,
сложных для
артикуляции
Метатезис
| Метатезис
в речи
леворуких
детей и
амбидекстр
ов
|
Словообразование
| | К 2 (2,6) г. - первые
Словообразовательные инновации(сущ. с
уменьшительно-
ласкательными
суффиксами и
прилагательные с суф.
притяжательности)
| Овладение
некоторыми
словообразователь
ными моделями
| Увеличение
количества
словообразо-
вательных
инноваций
| Овладение
различными
словообразов ательными
моделями
| Рост числа
Инноваций в речи
детей
референц
иального
речевого
стиля
|
| 0-1
| 1-2
| 2-3
| 3-7
|
Лексика
| 8-9 мес. - первые
слова в пассивном
лексиконе, 8-12
мес.- первые слова в активном
лексиконе.
К 1 году - 1-5 слов в активе; 30 - 60 - в
пассиве.
Разрыв между
пониманием и
говорением к 1
году - соотношение
актива и пассива
1:10/20.
| Начальный лексикон
(протослова, слова
языка нянь,
нормативные слова,
застывшие фразы).
Значительный разрыв
между пассивным и
активным словарем
(соотношение 1:10) до
возникновения
лексического взрыва
(соотношение 1:4), а
после лексического
взрыва исчезающий (в
возрасте от 1,9 до 2,6
лет).
Лексико- семантическая
сверхгенерализация
Детская омонимия
Игровые переименования
| Исчезновение слов
языка нянь, протослов
и застывших фраз.
Исчезновение лакуны
между пассивным и
активным лексиконом
Значительный рост
словаря
Развитие лексического
значения
Лексико-
семантические
инновации(см. след.
графу)
Появление синонимов,
антонимов,
многозначных слов;
выстраивание
родо-видовых
иерархий
| Количественный и качественный рост
словаря:
усвоение родо-видовых отношений,
развитие синонимии, антонимии,
появление абстрактных
существительных,
освоение многозначности и омонимии,
освоение фразеологизмов
Лексико-семантические инновации
(расширение и сужение значения,
образование переносных значений путем
метафорических и метонимических
переносов и др.; ассоциативные замены
- смешение паронимов, антонимов и др.)
|
| 0-1
| 1-2
| 2-3
| 3-5
| 5-7
|
Морфоло-
гия
| | Появление различных
частей речи:
существительных, глаголов,
качественных
прилагательных,
местоимений различных разрядов, наречий, крат.
страд. причастий прош.
врем., первых
числительных.
К 2 г. - появление первых
грамматических
категорий (ГК):
падеж, число сущ.,
время, число, лицо, род глагола.
К 2 г. - первые
Формообразовательные инновации:
окказиональное
конструирование основы
глагола;
унификация основы сущ. И глаг.: сохранение неподвижности
ударения;
устранение чередований
согласных;
устранение беглых гласных;
устранение супплетивизма;
устранение наращений
основы.
Первые инновации при
усвоении формальной
стороны ГК (см.
следующую графу).
| Усвоение различных
частей речи, в том числе
служебных (предлогов, союзов)
Усвоение плана
содержания следующих
ГК:
рода и скл. сущ. (муж. и
жен. р., 1 и 2 скл.), вида
глагола. Устранение
сущ. ср.р., 3 скл.;
"перевод" из одного скл. в другое; смешение
одушевленных и
неодушевленных сущ.
Инновации при
усвоении формальной
стороны ГК:
унификация основы (см.
ранее);
смешение окончаний
сущ. (им.п. мн.ч.,
род.п.мн.ч.,
тв.п.ед.ч.,пр.п. ед.ч.) –
экспансия флексий,
смешение оконч. сущ.
р.п. мн.ч. и предл. п.
мн.ч.;
образование
недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia
tantum;
ошибки в словосочетаниях с
числительными
| От 3 до 4 лет – рост
количества инноваций
в речи детей референциального
речевого стиля при
усвоении формальной
стороны различных ГК,
связанных с
унификацией основы
и с неверным выбором
формообразующего аффикса:
внутрипадежное
смешение оконч. сущ.
разных склонений;
ненормативное
склонение
несклоняемых и
разносклоняемых сущ.;
окказ. образование
родовых пар у сущ.;
окказиональное
образование сравнит.
степени прилаг. и
наречий;
смешение оконч.
глаголов, суффиксов
императива; суф.
причастий;
окказиональное
образование видовых
пар глагола
| Уменьшение количества
ф-обр. инноваций в речи
детей. Дольше всего
сохраняются в речи
следующие инновации:
унификация ударения;
смешение оконч. род.п.
мн.ч.; смешение оконч.
р.п. мн.ч. и предл. п.
мн.ч.;
образование форм числа
сущ. pluralia/singularia
tantum;
ненормативное
склонение нескл. и
разноскл. сущ.;
образование окказ.
родовых пар у сущ.
общего рода, зоонимов, у
сущ. м.р., обозначающих
лицо по профессии;
окказиональное
образование
сравнительной степени
прилаг.;
ненормативное
склонение числительных;
образование
окказиональных видовых
пар глагола,
окказиональное
образование причастий.
|
| 0-1
| 1-2
| 2-3
| 3-4
| 4-7
|
Синтаксис
| | До 1,8-2 - голофразы
1,6 -1,10- двусловные
высказывания
"телеграфного стиля"
1,8 - 2 - трех-/четырехсловные
предложения с особым
порядком слов
1,9-2 - предложения со
словами вот, это, какой
(какая, какие), пусть, давай К 2 -2,6 - двух-/ -
трехсловные предложения
со склоняемыми и
спрягаемыми словами без предлогов или с
протопредлогами
| Многословные
предложения:
с однородными членами (без союзов с союзамии,
а, или), со сравнительными
оборотами (с союзом как) Сложные бессоюзные (со
значением
противопоставления) Сложные с прямой речьюСложносочиненные (с союзами и, а, а то)
Сложноподчиненные (с союзами какой, что,
когда, где, который,
потому что, чтобы,
если)
Вводные слова (наверно, конечно)
| Развитие связной речи
Развитие диалога
Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в
эгоцентрической речи)
Игровые квазидиалоги
Синтаксические ошибки (неверное употребление
предлогов, неверный выбор
падежа в словосочетании)
| Пересказы
прочитанного в
диалоге со
взрослым и в
эгоцентрической
речи
Сочинение
собственных сказок
и стихов (чаще
всего – в эгоцентрической
речи)
Синтаксические
ошибки
|
Метаязы-
ковая
деятель-
ность
| | Осознание ребенком факта,
что все предметы имеют
названия
Вопросы о названиях
предметов, требования
назвать предмет (с
помощью жестов,
протослов).
Избирательное отношение к
предлагаемым для
подражания образцам.
Исправление собственных
коммуникативных неудач в
общении со взрослым с целью достижения
коммуникативных целей и намерений
| 2 г. - появление
самоисправленийв
речи ребенка (в области
фонетики, лексики,
морфологии, синтаксиса).
Детская этимология.
Около 3 - оценка
предшествующих стадий
собственного языкового
развития;
исправление речи
взрослых и других детей.
| Вопросы о значении слов
Осознание многозначности и омонимии
Языковая игра в речи ребенка
Собственные этимологии слов, вопросы об
этимологии
Толкование значений слов
Осознание различных языковых явлений:
вопросы и рассуждения о роде и числе сущ., о
произношении слов, о различных языках и др.
Развитие фонематического анализа при обучении
чтению и письму
Умение равняться на собеседника, учитывая
возможности его восприятия речи (дети по-разному
говорят со взрослыми и с маленькими детьми).
|