Развитие речи ребёнка в норме

ВОЗРАСТ
Область языковой компетенции 0-1 1-2 2-3 3-4 4-5 5-7
ФОНЕТИКА Развитие восприятия: возникновение различных реакций ребенка на звуки и речь; различение интонации; восприятие основных фонологических противопоставлени й родного языка Развитие продуцирования: крик (новорожденный), гуление (1-3 мес.), лепетные слоги (4-6 мес.), лепетные цепи (6-8 мес.), лепет с расподобленными слогами (8-12 мес.); имитация некоторых звуков Восприятие: становление фонематического слуха. Продуцирование: усвоение системы гласных фонем; усвоение многих согласных фонем. Лепет с интонацией предложения Фонетические ошибки: Слоговая элизия Пропуск отдельных согласных Добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу) Ассимиляция в области гласных и согласных; Упрощение любых стечений согласных (кластеров) Замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная Метатезис Фонетические ошибки: Слоговая элизия только в 4-5- сложных словах, ассимиляция в области гласных и согласных, пропуск отдельных согласных (до 2,6). Упрощение многих стечений согласных (к 3 г. упрощаются в основном только группы из щелевых согласных) Замена согласных, сложных для артикуляции (ц, ч,ш,ж,щ, р, р`,л, л`). К 3 г. – в основном типичные замены. Метатезис Типичные замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (ч,ш,ж,щ, р, р`,л, л`) Метатезис Типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции Метатезис Метатезис в речи леворуких детей и амбидекстр ов
Словообразование   К 2 (2,6) г. - первые Словообразовательные инновации(сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами и прилагательные с суф. притяжательности) Овладение некоторыми словообразователь ными моделями Увеличение количества словообразо- вательных инноваций Овладение различными словообразов ательными моделями Рост числа Инноваций в речи детей референц иального речевого стиля
  0-1 1-2 2-3 3-7
Лексика 8-9 мес. - первые слова в пассивном лексиконе, 8-12 мес.- первые слова в активном лексиконе. К 1 году - 1-5 слов в активе; 30 - 60 - в пассиве. Разрыв между пониманием и говорением к 1 году - соотношение актива и пассива 1:10/20. Начальный лексикон (протослова, слова языка нянь, нормативные слова, застывшие фразы). Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (соотношение 1:10) до возникновения лексического взрыва (соотношение 1:4), а после лексического взрыва исчезающий (в возрасте от 1,9 до 2,6 лет). Лексико- семантическая сверхгенерализация Детская омонимия Игровые переименования Исчезновение слов языка нянь, протослов и застывших фраз. Исчезновение лакуны между пассивным и активным лексиконом Значительный рост словаря Развитие лексического значения Лексико- семантические инновации(см. след. графу) Появление синонимов, антонимов, многозначных слов; выстраивание родо-видовых иерархий Количественный и качественный рост словаря: усвоение родо-видовых отношений, развитие синонимии, антонимии, появление абстрактных существительных, освоение многозначности и омонимии, освоение фразеологизмов Лексико-семантические инновации (расширение и сужение значения, образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов и др.; ассоциативные замены - смешение паронимов, антонимов и др.)
  0-1 1-2 2-3 3-5 5-7
Морфоло- гия   Появление различных частей речи: существительных, глаголов, качественных прилагательных, местоимений различных разрядов, наречий, крат. страд. причастий прош. врем., первых числительных. К 2 г. - появление первых грамматических категорий (ГК): падеж, число сущ., время, число, лицо, род глагола. К 2 г. - первые Формообразовательные инновации: окказиональное конструирование основы глагола; унификация основы сущ. И глаг.: сохранение неподвижности ударения; устранение чередований согласных; устранение беглых гласных; устранение супплетивизма; устранение наращений основы. Первые инновации при усвоении формальной стороны ГК (см. следующую графу). Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов) Усвоение плана содержания следующих ГК: рода и скл. сущ. (муж. и жен. р., 1 и 2 скл.), вида глагола. Устранение сущ. ср.р., 3 скл.; "перевод" из одного скл. в другое; смешение одушевленных и неодушевленных сущ. Инновации при усвоении формальной стороны ГК: унификация основы (см. ранее); смешение окончаний сущ. (им.п. мн.ч., род.п.мн.ч., тв.п.ед.ч.,пр.п. ед.ч.) – экспансия флексий, смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.; образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum; ошибки в словосочетаниях с числительными От 3 до 4 лет – рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля при усвоении формальной стороны различных ГК, связанных с унификацией основы и с неверным выбором формообразующего аффикса: внутрипадежное смешение оконч. сущ. разных склонений; ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых сущ.; окказ. образование родовых пар у сущ.; окказиональное образование сравнит. степени прилаг. и наречий; смешение оконч. глаголов, суффиксов императива; суф. причастий; окказиональное образование видовых пар глагола Уменьшение количества ф-обр. инноваций в речи детей. Дольше всего сохраняются в речи следующие инновации: унификация ударения; смешение оконч. род.п. мн.ч.; смешение оконч. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.; образование форм числа сущ. pluralia/singularia tantum; ненормативное склонение нескл. и разноскл. сущ.; образование окказ. родовых пар у сущ. общего рода, зоонимов, у сущ. м.р., обозначающих лицо по профессии; окказиональное образование сравнительной степени прилаг.; ненормативное склонение числительных; образование окказиональных видовых пар глагола, окказиональное образование причастий.
  0-1 1-2 2-3 3-4 4-7
Синтаксис   До 1,8-2 - голофразы 1,6 -1,10- двусловные высказывания "телеграфного стиля" 1,8 - 2 - трех-/четырехсловные предложения с особым порядком слов 1,9-2 - предложения со словами вот, это, какой (какая, какие), пусть, давай К 2 -2,6 - двух-/ - трехсловные предложения со склоняемыми и спрягаемыми словами без предлогов или с протопредлогами Многословные предложения: с однородными членами (без союзов с союзамии, а, или), со сравнительными оборотами (с союзом как) Сложные бессоюзные (со значением противопоставления) Сложные с прямой речьюСложносочиненные (с союзами и, а, а то) Сложноподчиненные (с союзами какой, что, когда, где, который, потому что, чтобы, если) Вводные слова (наверно, конечно) Развитие связной речи Развитие диалога Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в эгоцентрической речи) Игровые квазидиалоги Синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании) Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в эгоцентрической речи Сочинение собственных сказок и стихов (чаще всего – в эгоцентрической речи) Синтаксические ошибки
Метаязы- ковая деятель- ность   Осознание ребенком факта, что все предметы имеют названия Вопросы о названиях предметов, требования назвать предмет (с помощью жестов, протослов). Избирательное отношение к предлагаемым для подражания образцам. Исправление собственных коммуникативных неудач в общении со взрослым с целью достижения коммуникативных целей и намерений 2 г. - появление самоисправленийв речи ребенка (в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса). Детская этимология. Около 3 - оценка предшествующих стадий собственного языкового развития; исправление речи взрослых и других детей. Вопросы о значении слов Осознание многозначности и омонимии Языковая игра в речи ребенка Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии Толкование значений слов Осознание различных языковых явлений: вопросы и рассуждения о роде и числе сущ., о произношении слов, о различных языках и др. Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: