Повесть о Горе-Злочастии. Еремин

Открыта Пыпиным и опубликована Костомаровым в «Современнике» в 1856 году.

Стремясь дать обобщенный образ «доброго молодца», простого рядового человека, автор сознательно не назвал его по имени и не дал ему четкой социальной характеристики.

Он герой не положительный, но и не отрицательный, может совершить ошибку и может исправить. Молодец пренебрег родительской заповедью, захотел жить, «как ему любо». Он жертва неопытности, неустойчивости характера и неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Автор относится к герою с теплым сочувствием.

«Доброго молодца» неотступно преследует Горе-Злочастие, от которого он никак не может избавиться. Один путь спасения – монастырь, только там покидает молодца его неотвязный спутник.

Горе – это не судьба и не рок. Образ Горя-Злочастия – народно-поэтического происхождения и восходит к представлению о «злой доле» народных песен. Однако в повести этот песенный символ гораздо шире и многозначнее, он осложнен социальным содержанием и воплощает в себе человеческое «злочастие», но и народное горе – «беззаконную нищету», феодальный гнет. Картина народной «наготы и босоты безмерной».

В композиции повести и ее языка есть и книжные элементы, особенно ярко они сказываются во вступлении. Но не они определяют ее повествовательный строй. Решающее воздействие народного творчества на русскую демократическую литературу. Повесть написана в народно-песенном ритме, пронизана народно-поэтической символикой и образностью. Эпитеты, синонимические повторы.

Эта повесть внесла в русскую повествовательную прозу XVII века сочувствие автора к герою и народно-поэтический по своему происхождению принцип широких художественных обобщений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: