имп. Феодосий и Валенгиниан префекту претория Пробу
Мы полагаем, что нет необходимости допускать колонов к каким-либо воинским должностям, хотя бы и низшим. И также не дозволяем, чтобы приписанные к цензу достигали власти младших служащих правителей, потому что в этой части мы заботимся и о праве господ, и о чести государства.
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред.
В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1987. - С. 401.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ (САМОКОНТРОЛЯ) УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА
Перечень контрольных вопросов и заданий к аудиторной работе
Раздел 1. Первобытно-общинный строй.
1. Крупное общественное разделение труда: понятие, количество и признаки.
2. Типы общин: характерные черты.
3. Государство: понятие, признаки и причины возникновения.
4. Признаки рода.
5. Определите причины и условия формирования эксплуатации.
Раздел 2. Древний Восток.
1. Причины возникновения ирригационного хозяйства.
2. Типы государств на Древнем Востоке: характерные признаки и причины возникновения.
|
|
3. Особенности рабства на Древнем Востоке.
4. Особенности положения общинников в странах Древнего Востока.
Раздел 3. Античность.
1. Полис: понятие, типы, характерные черты.
2. Особенности развития демократических полисов.
3. Эволюция системы организации сельского хозяйства в античном мире.
4. Особенности античного рабства.
Задания к самостоятельной внеаудиторной работе студентов по курсу истории древнего мира
Люди, события, факты
I. Объясните современное значение и происхождение крылатых слов и выражений:
v яблоко раздора
v бездонная бочка
v кануть в Лету
v танталовы муки
v внести свою лепту
v дамоклов меч
v гордиев узел
v ахиллесова пята
v драконовские законы
v ганнибаллова клятва
v вандализм
v троянский конь
v нить Ариадны
v авгиевы конюшни
v лаконичность
v пиррова победа
II. Объясните смысл следующих античных поговорок
1) «Из мухи делают слона»
2) «Рука руку моет»
3) «Родами мучилась гора – родила мышь»
4) «Ганнибал у ворот»
5) «Сколько рабов, столько врагов»
6) «Раб должен работать или спать»
7) «Пройти через Кавдинское ущелье»
III. Афоризмы
1. Назовите авторов изречений и конкретные исторические условия, при которых они были произнесены:
- «Горе побеждённым»
- «Карфаген должен быть разрушен!»
- «И ты, Брут!»
- «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно».
- «Наше право мы носим на конце мечей; сильным принадлежит мир!»
- «Тиран убит, а тирания жива».
- «Чем гуще трава, тем легче косить».
- «Платон мне друг, но истина дороже!»
- «Боюсь данайцев, даже дары приносящих».
- «История – учительница жизни».