Становление древнеримской государственности

Время возникновения древнеримской государственности относится к VIII-VI вв. до н.э. и вошло в историю как «царский период». Легенда связывает образование Рима с именами братьев Ромула и Рэма (VIII в. до н.э.). В дейст-вительности римская община возникла в результате объединения трёх племен (латинян, сабинян и этрусков), которое сравнимо с греческим синойкизмом. В честь бога Квирита римляне стали называть себя квиритами. Определяющее влияние на становление римского полиса оказала племенная организация. Три племени (трибы) подразделялись на 30 общин (курий), а те в свою очередь - на 300 родов. Римская община была замкнутой: только члены старинных римских родов имели статус полноправного гражданина - патрииия. Патриции обладали исключительным правом на землевладение в пределах Рима, пользовались защитой родовой организации и имели возможность участвовать в управлении делами общины. Организация власти сохранила черты военной демократии и родового уклада. Во главе римского протополиса стоял царь (реке), наделённый военными, жреческими и судебными полномочиями. Непосредственное управление осуществлялось Сенатом - советом старейшин римских родов. Общие вопросы решались народными собраниями, собиравшимися по куриям из числа воинов (куриатные комиции), но эти решения могли отвергаться рексом и сенатом.

Выгодное географическое расположение привлекало в Рим выходцев изсоседних племен. Приток населения создал угрозу для римской родовой организации и её экономического благополучия, т.к. земельный фонд был ограничен. Поэтому пришлое население образовало категорию плебса свободного, но неполноправного населения. Плебеи не входили в римскую общину, а потому не допускались к управлению её делами, Их имущественные права ограничивались отсутствием прав на землевладение, в сфере личных прав действовал запрет на браки с патрициями. На плебеев не распространялось действие квиртского права, что лишало их судебной защиты. Тем не менее, имущественная дифференциация разрушала родовую организацию римлян.

Показателем этого процесса стало формирование новой категории неполноправного населения - клиентов. Первоначально клиентами становились бывшие члены римской общины, утратившие с ней связь и пополнявшие плебс. Они попадали под покровительство (патронат) патрициев. Патроны давали клиентам земельные наделы, представляли их интересы в суде. Клиенты подчинялись главе рода, выполняли воинскую службу вместе с патроном, несли имущественные повинности. Институт клиентелы пополнялся из числа иноплеменников и бывших рабов.

Постепенно плебс занял важное место в полисе. Плебеи выполняли обязанности военной службы. В отсутствие возможности заниматься земледелием плебс сосредоточил в своих руках ремесленное производство и торговлю, что позволило зажиточным слоям контролировать значительные экономические ресурсы. В то же время внутри плебса нарастало имущественное расслоение, плебейские низы стали попадать в долговую кабалу к патрициям. Плебеи все острее стали ощущать отсутствие правовой защиты и политических прав. Поэтому они начали активную борьбу за уравнение в правах с патрициями, растянувшуюся на несколько столетий. Эта борьба стала важнейшим фактором становления римской государственности, т. к. её результатом явилось превращение протогосударственной, родоплеменной структуры в развитое государство.

Начальным этапом трансформации римской родовой организации вгосударство стали реформы пятого рекса Сервия Туллия (VI в.до н.э.).

Социально-политическая (цензовая) реформа положила в основу государства имущественный принцип. Всё свободное население (патриции и плебеи) было разделено на 6 имущественных разрядов в зависимости от размера землевладения. Каждый разряд формировал определённое количество центурий (сотен). Центурии одновременно являлись воинским подразделением и политической единицей, т.к. по центуриям стали проводиться народные собрания (центуриатные комиции). Каждая центурия обладала одним голосом, но два первых имущественных разряда представляли более половины всех центурий: из 193 центурий 80 выставлял первый разряд и 18 - всадники, представлявшие особую группу богатых патрициев. Решения центуриатных комиций имели силу закона.

Административно-территориальная реформа разделила всё свободное население Рима по территориальному принципу, на округа-трибы с правом на самоуправление и обязанностью населения платить налоги, что существенно ослабляло кровородственные связи. Народные собрания по трибам (трибутные комиции) делились на плебейские и патрицианско-плебейские.

Военная реформа. Сервий Туллий создал постоянное войско из патрициев и плебеев, независимое от родовых ополчений. Центурия стала не только основной политической, но и войсковой. Он изменил принцип комплектование армии – все свободные граждане от 16 до 46 лет, имевшие землю, обязывались являться на военную службу.

Таким образом, реформы Сервия Туллия завершили разрушение родоплеменного строя и заменили его политико-территориальной организацией римского народа, основанном на цензовом принципе деления общества. Плебеи были включены в состав римского общества, с предоставлением им прав римских граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: