Стая как основная форма сосуществования живых существ

Если беспристрастно рассмотреть большинство со­бытий, происходящих вокруг нас, то совсем несложно заметить, что все они в той или иной степени преследу­ют всего лишь две цели:

1) создать как можно более сильную стаю;

2) занять в ней как можно более выгодное положение. Судите сами: самая большая из известных нам стай - земляне, с вожаком человеком. Членами этой стаи являются все живые существа нашей планеты. О соперниках этой стаи можно лишь предполагать, но как активно мы готовимся к встрече с ними! Вспомните все известные вам фантастические романы и фильмы. Тер­ритория нашей стаи — планета Земля. Все ее жители принципиально делятся на хищников и жертв. Любо­пытно, что объединения жертв носят названия, отлич­ные от стай хищников, — стада, косяки и пр.

Основным признаком стаи является ее территория. И, если вы помните, основным делением человеческой стаи является территория - государство. А из-за чего происходили решительно все известные вам войны? Правильно, «территориальные претензии», то есть борь­ба за территорию чужой стаи с тем, чтобы улучшить жизнь своей собственной.

Вообще создается впечатление, что тот же человек только и делает, что ищет повод для создания более удобной для себя стаи.

Итак, на этом этапе основным признаком стаи ста­новится государство. Здесь же наблюдается «обратная связь»: государство для усиления своей стаи ищет силь­ных союзников. Так возникают всевозможные блоки: НАТО, Евросоюз, СССР и т.д.

Сама же стая продолжает «делиться», а на самом деле — объединяться по ряду возможных признаков:

• по уровню благосостояния (олигархи, закрытые клубы);

• по принадлежности к политическим партиям (ком­мунисты, фашисты и пр.);

• по профессиям (профсоюзы, цеха, «военные» и пр.);

• по увлечениям (филателисты, нумизматы и пр.)

Дальше: футбольные болельщики делятся на «фанов» той или иной команды, меломаны—на поклон­ников той или иной группы или исполнителя (причем до этого они разделились/объединились по своей при­надлежности к направлению в музыке: «рокеры нена­видят реперов» и т.д.)

И так до бесконечности! Жители городов противо­стоят селянам, образуя, в свою очередь, «районные стаи». Дальше объединяются соседи по дому (двору), лестнич­ной площадке и т.д. В конце концов мы приходим к человеческой «семье-стае». Весьма показательно, что абсолютно всегда в организации этих стай, будь то пар­ламент или бандитская группировка, мы можем наблю­дать линейность как характеристику ее иерархического построения.

Стаи хищников (тех же волков) достаточно стабиль­ны: выяснив свой статус, волк практически никогда не пытается его пересмотреть. Существует мнение, что более сильная особь в силу временных обстоятельств может занять подчиненное по отношению к более слабой особи положение. И так будет уже в течение всего времени, пока будет существовать стая!

Читатель, обрати на это обстоятельство свое благо­склонное внимание! Ведь тебе предстоит создавать стаю с самым сильным и гордым представителем семейства псовых.

Смена расстановки в волчьей стае происходит только в случае форс-мажорных обстоятельств. В человечес­ких стаях действуют другие принципы. И здесь я хотел бы подробнее остановиться на одной интересной дета­ли, на одной особенности человека.

По сути, человек — единственный хищник с воз­можностями жертвы (запомни это, читатель! К этому обстоятельству мы еще будем вынуждены вернуться). И действительно, по своим физическим возможностям че­ловек — самый слабый из хищников. У него нет зубов и когтей; он слаб физически, да еще с плохоньким ню­хом; его кожа абсолютно не способна ни защитить, ни спрятать, ни спасти от холода; реакция и скорость его весьма посредственны. Без оружия человек не спосо­бен убить даже теленка, чтобы утолить свой голод. Но милость Природы позволила ему стать безраздельным властелином над всеми живыми существами. Она дала ему мозг. По этой причине человек стал Человеком. Разум дал человеку возможность удесятерять, а в ко­нечном счете и увеличивать в миллионы раз свои силы, превращая в оружие окружающие его предметы, а не свое собственное тело4. Это привело к весьма специфи­ческим переменам. Теперь человеческая стая может рас­сматривать как свою территорию, находящуюся в ты­сячах километрах от территории ее проживания. Теперь человек имеет возможность занять более высокое поло­жение в стае не благодаря собственным возможностям, а посредством специфических видов оружия, каковы­ми являются лесть, обман, интриги, подлость, ложь, клевета, наследство, воровство и пр., пр., пр.

4 О том, к каким последствиям это привело, см.: Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Где уж тут волку тягаться...

Человек изобрел деньги, которые стали служить в том числе и мерилом значимости в стае того или иного ее члена.

В этой связи мне вспоминается один хрестоматийный пример сущности денег.

Некая дама приехала в гостиницу и заплатила вперед за неделю 1000 рублей. Хозяин гостиницы отнес их автослесарю, которому должен был за ремонт автомобиля; тот занес их вла­дельцу магазина готовой одежды за костюм; хозяин магазина отдал их домовладельцу в качестве арендной платы; последний же вернул эти деньги хозяину гостиницы, так как одалживал у него. После этого вернулась дама. сообщила о своем нежелании жить в гостинице. Более того, она заявила, что деньги, кото­рые она дала, - фальшивые, и сожгла их.

Что мы имеем в итоге? Любопытный феномен, не правда ли?

Разум изменил и саму суть инстинктов человека.

Например, половой инстинкт, или «инстинкт люб­ви» (по определению Конрада Лоренца), человек из инстинкта продолжения рода превратил посредством своего разума в источник получения физического удо­вольствия, устранив его суть - собственно продолже­ние рода. Презервативы, проституция, половые извра­щения, аборты, порнография, нетрадиционная половая ориентация, всевозможные аксессуары — какое все это имеет отношение к воспроизводству своего рода?

Для сдерживания другого великого инстинкта — аг­рессии — человек вынужден изобретать по сути бессмыс­ленные спортивные состязания, в то же время как бы решающие чисто иерархический вопрос лидерства в фор­мальной или даже вовсе несуществующей стае.

Понимая сложность своего существования разумом, зная, опять же благодаря разуму, о своей конечности (ведь человек единственное существо, знающее о своей смертности!), человек пытается отключить свой разум алкоголем, наркотиками или хотя бы снотворными сред­ствами. Но это уже другая история.

Претерпевая такие серьезные изменения, человек пытается сдержать многие нежелательные тенденции, ставя на их пути морально-этические барьеры и созда­вая Закон.

Но основные законы человеческой стаи остаются неизменными - борьба за лидерство (власть) внутри стаи и охрана территории стаи.

Обратите внимание на то, как ведут себя люди од­ной национальности в чужом государстве: они создают всевозможные землячества, диаспоры и союзы. Это вам ничего не напоминает?

И еще два примера из жизни человеческой и жи­вотной стай.

Знаете ли вы о том, что.. оказавшись на территории чу­жой стаи, крыса мгновенно умирает от разрыва сердца? Та­ким образом милосердная природа избавляет ее от неизбежной и страшной смерти от зубов сородичей.

...В течение тысячелетий еврейский народ подвергался ужасным гонениям, а антисемитизм и сегодня широко распрос­транен практически во всем мире. В чем причина? Не в том ли, что евреи как стая были лишены своей территории?

Одной из специфических человеческих стай явля­ются собаководы, они же «собачники».

Решив завести азиатскую/кавказскую овчарку, вы вольно или невольно становитесь членом этой стаи. Теперь вам станут близки и понятны проблемы, о су­ществовании которых еще вчера вы и понятия не имели. Очень скоро вы поймете, что проблемы эти одинаковы для всех ваших новых знакомых и друзей. И рано или поздно, но вы обязательно почувствуете единение с ними. Если же, не дай Бог, вы станете участником какого-нибудь конфликта, связанного с собаками, то наверняка выступите уже в роли защитника интересов своей стаи. Так или примерно так происходит станов­ление человека-собачника.

С очень большой вероятностью я могу предполо­жить, что отныне вас начнут раздражать «спортсмены», любящие побегать трусцой исключительно в местах выгула собак. Вы станете иначе относиться к дворнику, делающему вам замечания, и к людям, то советующим надеть на собаку намордник, то высказывающим свое недовольство, дескать, людям кушать нечего, а тут «со­бак позаводили». Вас станут раздражать люди, не любя­щие собак, потому что вы начнете считать это не впол­не нормальным. И если вы случайно станете свидетелем того, как «живодеры» умерщвляют бездомных собак, то вполне вероятно, что вы испытаете приступ такой жгу­чей ненависти, что сами испугаетесь.

И однажды вы обязательно задумаетесь над теми переменами, которые в вас произошли, и поймете, что вы стали считаться с законом собачьей стаи, то есть Закон этот стал вам понятен. Но это только внешняя часть проблемы. Чтобы ваша собственная собака не доставляла вам огорчений, вам предстоит создать но­вую «стаю», с новым Законом. И самое сложное здесь то, что каждый раз это предстоит делать заново, каждая но­вая человеческо-собачья стая начинает свое «законотвор­чество», что называется, с нуля. И я здесь могу помочь только советом. Все остальное зависит только от вас.

Итак, дорогие читатели, вы стоите на пороге важ­нейшего события в вашей жизни. Сейчас вы начнете меняться, начнет меняться ваш быт и образ жизни, и, самое главное, изменится ваша семья. На ваших глазах она превратится в «стаю-семью».

Но не бойтесь, я буду рядом с вами.

«СОБАКОЛЮДИ» ИЛИ «ЧЕЛОВЕКОПСЫ»?

Русская православная церковь считает, что собаке не место в доме. Мусульмане считают собаку грязны животным. О чем это свидетельствует? Неужели люди в компетенции которых находятся человеческие души, не понимают, как собаки эти самые души лечат? Веро­ятно, консерватизм, помноженный на чисто человечес­кий эгоцентризм.

Да и Церковь ведь тоже могла ошибаться, верной Иначе не извинялся бы Папа Римский перед народами за преступления Католической церкви перед ними.. Наверное, в этом вопросе у каждого своя правда. Д так и должно быть.

Но коль уж вы приняли решение завести собаку, то для вас наступило время действовать, а не философ­ствовать. За исключением тех случаев, когда вы решили просто посадить собаку «на цепку». Здесь ваши мозги напряжения не испытают и будут себе сладко дремать и дальше.

Если же вы хотите жить вместе с волкодавом, то вам предстоит сложный и увлекательнейший процесс соотнесения человеческого и собачьего «законодательств» и обеспечения их бесконфликтного сосуществования.

Задача, доложу я вам, еще та! Но вы ведь сами это­го захотели, верно?

Мне кажется, что по своему отношению к собаке все люди делятся на четыре категории, то есть на тех кто:

1) не любит собак и не живет вместе с ними;

2) не любит собак, но живет с ними (нужны в хозяйстве);

3) любит собак, но не живет вместе с ними (h(возможности);

4) любит собак и живет вместе с ними (активные или собачники).

Выразив свое понимание позиции первых (уважая их как противников — членов другой «стаи»), свое пре­зрение - вторым и сочувствие — третьим, я подробно коснусь только четвертых. Именно они являются на­шими с вами «состайниками».

Вот они-то, собачники, как раз и делятся на «собаколюдей» и «человекопсов». Не подумайте, что это про­сто «фигура речи». При похожести названий эти груп­пы собаководов исповедуют принципиально различные этологические подходы в построении своих взаимоот­ношений с собственной (да и с чужой тоже!) собакой.

«Собаколюди» пытаются понять собаку. Для этого, прочитав всю доступную им литературу, они стараются в каждой сложной ситуации поставить себя на место собаки, сами становятся как бы «немного собакой».

«Человекопсы» просто боготворят собаку; они ста­раются понять ее, перенося на нее свои сугубо челове­ческие понятия, мотивы и оценки. И действительно, собаку легче понять, если убедить себя в том, что она точно такая же, как ты сам. Для этого ни читать, ни думать особо не надо.

Нужно ли говорить, что мне верной представляется позиция «собаколюдей»? Более того, я очень надеюсь, что сам принадлежу именно к ним. Я уверен — с кав­казцами и азиатами нормально жить могут только они...

Боюсь, что позиция «человекопсов» изначально за­программирована на ошибки, могущие привести к се­рьезным последствиям. Хотя их отношение к своим лю­бимцам мне очень понятно и, конечно, вызывает, чисто по-человечески, уважение.

Позволю себе привести лишь несколько наиболее характерных примеров.

Мой клиент, человек с университетским образованием, аб­солютно серьезно поведал мне следующую историю.

Как-то раз они с друзьями поехали отдохнуть на один из днепровских островов, прихватив с собой несколько ящиков баночного пива и мяса для шашлыка. Уже приехав на место, они увидели, что случайно забыли в машине шампуры, и значит, кому-то придется на лодке за ними возвращаться. Ехать вы пал жребий хозяину лайки, он и поехал.

Но друзья его не дождались — принялись за пиво намного раньше. Одним словом, когда хозяин лайки вернулся, пиво уже закончилось. Несдержанные друзья стали извиняться (получи лось действительно некрасиво), и здесь из кустов вышла лайка, причем в зубах она держала... правильно - банку пива! На мое замечание: «Хорошая байка!» — рассказчик обиделся. Он искре» не верил в правдивость этой истории, и никакие доводы и аргументы не могли убедить его в обратном.

Выходит так, что лайка как минимум:

1) знакома с арифметикой;

2) обладает даром предвидения (знает, что хозяин вернется настолько поздно, что пива ему не хватит);

3) беспокоится о здоровье хозяина (прячет всей лишь одну банку) и т.д.

Способны ли собаки на такие действия? Конечно нет. Это всего лишь пример того, как человек перенес свои черты на собаку. На самом деле собаке эта ситуа­ция видится просто: никто из членов стаи от пищи-добычи не уходит. Да и может ли в глазах собаки жес­тянка с пивом являться пищей-добычей?

Второй случай уже не так безобиден и очень четко иллюстрирует подход к проблеме взаимоотношений с собакой «человекопсами».

1993 год, дрессировочная площадка «Республиканский стадион» в Киеве. Среди участников группы - очень крупный кобель, ротвейлер двух лет отроду, и его хозяйка, 40-летняя ж< шина с очень тихим голосом и не очень хорошим зрением.

К сожалению, изменить стиль их общения так и не удалось, что закончилось для хозяйки сломанным предплечьем (вследствие укуса).

А стиль был следующий.

Хозяйка (тихим голосом): Сядь.

Ротвейлер недовольно «рыкает».

Хозяйка (так же): Ну сядь, что тебе стоит.

Ротвейлер рычит.

Хозяйка (не изменяя интонации и тембра): Ну посмот­ри, все собачки уже давно сели, а ты... Не стыдно тебе? Ну сядь, сядь. Ну что тебе стоит, а? А я тебе дома колбаски дам. Ну, смотри, какие все собачки послушные, один ты не хочешь слу­шаться. (И дальше все в таком же духе.)

Вероятно, хозяйка была искренне убеждена, что ее уговоры собака понимает дословно. Рывок поводком или подзатыльник она считала по меньшей мере садизмом, а строгий ошейник — орудием пыток, доставшимся нам от инквизиции. Ротвейлер же вел себя именно так, как и должен был себя вести.

Задайте себе вопрос — правильно ли это? Если это демонстрация самому себе собственной доброты, то просто преступно по отношению к собаке.

Иногда начинающих собаководов вводит в заблуж­дение стиль общения «собаколюдей» со своими собака­ми. Да, взрослая собака понимает своего вожака с по­луслова и полувзгляда. Как правило, произносится (негромко и спокойно) только кличка собаки. Нович­ков это впечатляет. Но дело тут вовсе не в том, что собака воспринимает вербальное значение обращенных к ней слов. Просто ее отношения с вожаком были пост­роены на доступных и привычных ей Законах стаи, а проведенные вместе годы научили по мимике, жестам и тону вожака (иногда подкрепляемых незаметным же­стом) «угадывать», что именно требует он в том или ином случае. Оговорюсь сразу - исключительно в спо­койной обстановке; при возникновении экстремальных ситуаций стиль общения мгновенно меняется.

«Помогают» прийти к «человекопсовству» и всячес­кие кинофильмы и телепередачи. Здесь человек обыч­ный монтаж принимает за чистую монету, в другом слу­чае — непрофессионализм ведущих, не видящих прими­тивное трюкачество, но ищущих сенсацию, приводит к обману (иногда— невольно, иногда — умышленно).

В 2000 году в программе «Ноев Ковчег плывет» был показан сюжет следующего содержания: дворняжка (владелец назвал ее «боксером финских линий») умела совершать арифметичес­кие действия любой сложности. Например, «в уме» извлекала квадратный корень. Ведущая испытывала просто мистический ужас пополам с восторгом, неискушенный зритель был потря­сен. Это и понятно - для части аудитории слова «квадратный корень» мгновенно поставили программу на уровень научных, а тут еще собачка отвечала на вопросы, на которые сам зритель затруднялся ответить даже при наличии калькулятора.

И рождается «Великая Загадка»!

На самом же деле любой дрессировщик научит это­му трюку подходящую собаку минут за 20—30, был бы темперамент да (как следствие) желание «тявкать». На­пример, хозяин прикрывает на мгновение веки, и со­бачка начинает лаять, а прекратить лай может только повторное прикрытие век или полное физическое ис­тощение собаки. Вот и весь фокус. Главное тут — само­му знать ответ да со счета не сбиться. Причем это всего лишь один из вариантов.

Точно так же можно научить добрых до идиотизма собак кусать человека, привязывая к любой части тела любимую игрушку, а затем прикрывать ее одеждой. Да мало ли! Лично меня больше всего поразил рассказ одно­го собачника, всерьез утверждавшего, что собаку его зна­комого научили бросаться на человека... по фотографии! Надеюсь, комментарии здесь излишни.

Итак, резюме. Если вы любите собаку—не очелове­чивайте ее сверх меры. Здоровая доля антропоморфиз­ма, конечно, не повредит (особенно в случае болезни собаки), но палку перегибать нельзя!

Иначе окажетесь в числе «человекопсов». А они — прекрасные люди, но плохие собаководы.

Ваша цель — «собаколюди».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: