И ведь странная штука. Что является залогом успеха в творческих мероприятиях- атмосфера внутри отряда, насколько установка на реализацию себя через творчество принята, как норма внутриотрядной жизни. Что является главным критерием оценки с точки зрения ребенка? – насколько "дружный" был отряд и его психологический комфорт. Т.е. опять же, атмосфера внутри коллектива, принятые внутри него морально-этические нормы. Что является главным критерием для родителей? Опять, все те же, психологический комфорт ребенка и его безопасность. Т.е. комфортная психологическая атмосфера в отряде и отсутствие насилия.
Все остальное вторично. Любые приобретенные навыки, насыщенная программа, природа, море, лес и материальные условия отдыха и т.д., ничего не стоят если ребенку в отряде плохо. Никакие меры безопасности не спасут от насилия внутри отряда и прочих безобразий, если это не будет противоречить тем "законам" которые будут приняты отрядом, тем морально-этическим нормам, которые он примет. Даже там, где администрация лагеря вообще не ставит перед собой педагогических задач, в зачет идет банальное отсутствие ЧП. Количество, которых опять же определяется именно уровнем "отрядной" работы.
|
|
С этой точки зрения, интересней и полезнее понять почему отряд "не получается". Возможно, что ключевым моментом, является вовсе не педагогический опыт и уж тем более незнания конкретных методик. Это все, полезное подспорье, а вовсе не гарантия успеха. Более того, зачастую именно они являются причиной самоуспокоенности и, в результате, появления очередного "серенького"отряда. Ну... не повезло с детьми, напарниками.... и т.д. Ничего, на технике вытянем...И вытягивает..... Превратившись из вожатого в "надсмотрщика" и пастуха. ЧП нет и хорошо!
В то же время, впервые приехавшие в лагерь, зачастую добиваются отличных результатов. Т.е. не в опыте и даже не в навыках дело.
Успешный отряд можно получить, только понимая каким он должен быть. Вожатый, приступающий к работе должен иметь представление, что он хочет получить в результате. Т.е. иметь в голове идеальную картину того отряда, к созданию которого он приступает. Причем картина эта должна быть "идеальной". Какие взаимоотношения вы хотели бы иметь между детьми, между детьми и вожатыми, каким должно быть отношение в отряде к спорту, творчеству, правилам поведения в лагере, алкоголю, ваша роль в отряде, кем вы хотите быть, с какими впечатлениями от лагеря и лично от вас должны уехать дети из лагеря. Картина эта должна быть "привлекательна". Привлекательна в первую очередь для вас самих. Это должен быть "мир" в котором вам самому хотелось бы существовать. За право существования, которого вы были бы готовы бороться.
|
|
Конечно же это эскиз. Но как можно работать без него? Именно на основе него потом выстраивается логика всей дальнейшей работы. Не понимая, что ты хочешь получить в итоге, как можно приступать к работе с детьми? Да они приедут "не идеальные", не придуманные, живые. Не такие как "придумывалось". Но это же та самая "техника". Главное - тебе есть что им предложить. Ты не сможешь добиться, чтоб сильный не обижал слабого, не было мата и т.д и т.п., если сам не веришь, что это НЕПРАВИЛЬНО и в вашем отряде этого быть не должно. Самое забавное, что это не нужно "проповедовать". Наличие у тебя четкого представления о ПРАВИЛЬНОЙ форме существования внутри отряда, дети "считывают" сами и принимают автоматически еще в ходе оргпериода. И если предложенный тобой"эскиз" привлекателен, комфортен для них... Отряд его примет. Если ты сам его не "поломаешь".
Работа вожатого заключается в умении работать с отрядом, в отряде важно не только наладить дисциплину, но и создать атмосферу, в которой каждому ребенку будет комфортно. Атмосфера – это то, что в некоторых случая оказывается важнее дисциплины. Если вы смогли достичь хороших отношений, сделать так, чтобы всем было уютно в отряде и все друг за друга готовы на всё…то и с дисциплиной проблем не будет, и вы будете встречаться с отрядом после смены и ещё не раз её вспомните…она станет вашей лучшей сменой!
1. Сплочение. Один за всех и все за одного. Это одна из основных наших задач. Сделать из отряда команду (группу единомышленников). Необходимо именно вам налаживать этот дух. Здесь очень помогут командные игры и личный пример вожатых. А это в свою очередь выгодно отличает вас от других.
2. Отличие, оригинальность.
§ Всегда, если ты не такой как все, это выделяет тебя из толпы!
§ И вашим детям тоже нравится, если они самые первые в эстафете, лучше всех убираются, лучшие на сцене, в футболе,…Нужно акцентировать на этом внимание, пусть это даже и пустячок!
§ Но не всегда так бывает на самом деле (не раскрылись, стесняются) – это ошибка вожатого!
§ Вам нужно найти какую-то отличительную черту отряда (пусть не самую положительную) и возвести её в такую степень, чтобы каждый ею гордился
§ Ваш отряд самый лучший! И не бойтесь это повторять (но не голословно). Кстати и вожатые тоже должны быть лучшими (см. имидж, дисциплину,…)
§ Кстати, отличиться – не значит “ все козлы, а мы такие!”. Очень важно научить детей хвалить себя, но не ругать других.
3. Атмосфера в мероприятиях. Сплоченность, отрядный дух в лучшем случае должны проявляться в каждом мероприятии - (Название, представление, Создание отрядного уголка, Дискотека (Круг), Зарядка (Подтягивание), Отбой и т.д....)
4. Анализ дня...