Сбор «Рождение отряда»

Цель такого сбора - структурное оформление отряда, планирование деятельности на смену.

Определение перспектив – это первое чем занимается этот сбор. Если разгорятся споры, пойдут дискуссии – очень хорошо, их главным результатом станет общее чувство – «здесь будет интересная жизнь и мы сделаем ее сами».

Еще один очень важный элемент этого сбора – принятие норм и правил, которые будут регулировать поведение и поступки ребят. Вожатый акцентирует внимание детей на трех «нельзя»: нельзя нарушать режим дня, нельзя самовольно уходить из лагеря, нельзя никого обижать. Законы, принятые на общем сборе могут быть, например, такие: «закон 0-0», «закон дружбы», «закон территории», «закон природы», «законы орлятского круга».

Для обсуждения вопросов отряд разбивается на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение идёт внутри группы, затем выступают представители от всех групп. Принимается общее решение коллектива.

Этапы сбора:

1. Как организовать жизнь в отряде?

· Выявление лидеров (вожатый проводит игры на выявление лидеров, социометрия).

· Выбор актива отряда и уточнение их функций (командир отряда, пресс-центр, культмассовый сектор, информатор, узнающий информацию из сбора информаторов, комендант, следящий за чистотой и порядком, член совета лагеря).

· Формирование микрогрупп по симпатиям с командирами.

2. Планирование деятельности отряда. Какие дела мы будем проводить в смену? Работа идёт по постоянным микрогруппам.

3. «Лицо» отряда (название, песня, девиз, кричалка, эмблема).

4. Оформление отрядного уголка.

«Лицо» отряда. С чем в первую очередь сталкивается вожатый в первые дни смены? Конечно же, придумать вместе с детьми оригинальное название отряда, девиз, речевку, песню. Это необходимый обязательный минимум для любого отряда в детском оздоровительном лагере.

Как придумать название отряду? Этому вопросу при подготовке к сбору не всегда уделяют достаточное внимание, а он, тем не менее, важен. Помните, капитан Врунгель говаривал: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» Вот и к названию отряда можно предъявить некоторые требования:

- название отряда должно укладываться в общую тематику лагеря (если такая имеется) (экипаж "Черная каракатица", племя Оленей, НИИ игр и забав и т.д.);

- название отряда должно отражать характер отряда ("Спартанец", "Лидер");

- название отряда должно быть принято всеми членами отряда.

Кроме того, необходимо придумать девиз вашего отряда. Это краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности. Девиз не должен быть громоздким. Девизы обычно произносят на линейках, на перекличках отрядов, на общих сборах.

При выборе названия и девиза целесообразно использовать метод «Мозгового штурма», позволяющий из множества вариантов выбрать один понравившийся.

У каждого отряда должна быть своя отрядная песня, а также и просто свои любимые песни: походные костровые, шуточные, спортивные. Отрядная песня должна быть такой, чтобы быстро запоминалась, была любима ребятами. Она должна подходить для исполнения в разных местах и различных ситуациях: в походе, в строю, на сборе у костра. Берегите ту песню от частого исполнения, она может надоесть всем. Помните! Хорошая песня – это хорошее настроение отряда.

Необходимо также создать эмблему отряда. Это символический рисунок, отображающий сущность имени, девиза, профиля отряда. Эмблему придумывают сообща.

Наряду с названием, девизом и эмблемой в качестве отличительных черт отряда можно использовать разного рода «кричалки» и «ходилки» (способы перемещения по территории лагеря).

«Кричалкой» может служить девиз отряда, общеизвестные стишки типа «Мишка очень любит мед» из м/ф про Винни-Пуха, специально придуманная ребятами речевка. Это повышает эмоциональный настрой.

«Ходилки» могут зависеть от названия отряда: можно маршировать или перемещаться часть пути задом наперед, прыжками и т.п. «Ходилки» могут быть постоянными или меняться каждый день, отражая при этом выбранный отрядом на этот день имидж; могут быть стихийными - сюрпризная группа придумала что-то новенькое.

Отличительные знаки отряда вводятся для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность детского коллектива и принадлежность к нему входящих в состав отряда ребят. Они могут представлять собой эмблемы, значки, нашивки, выполненные в любой доступной для условий сбора форме и манере. Кроме того, в качестве отличительных знаков могут быть использованы детали одежды (общие или одинаковые для всех членов отряда: галстуки, шарфы, головные уборы и др.).

Планирование деятельности отряда.

Привлечение ребят к планированию - не уступка их возрасту, а обязательное условие общей педагогики и коммунарской методики.

Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми. И поэтому их обязательно надо привлечь к планирова­нию смены. Согласитесь, решать все за детей, не узнав, а хотят ли они того, - это совсем несправедливо. Чтобы привлечь ребят к составлению плана отряда, можно использовать различные формы коллективного планирования.

Малышей можно привлечь, например, так: Разбейте ребят на группы. Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. У всех групп названия могут быть разными, а могут повторяться. Задача ребят - из пяти дел выбрать в план смены только два. Ребятамогут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не на­вязывайте слишком откровенно свое мнение. На общем сборe дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела им привлекательны - пусть ребята учатся аргу­ментировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кру­жок командиров и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе.

Можно провести анкету типа "Хочу, чтоб было так", "Думаю, мечтаю, предлагаю". Можно предложить всем ребятам в отряде пись­менно ответить на такие, например, вопросы:

1. Вспомни, какие дела в отряде (школьном и лагерном) были интересными и полезными?

2. В чем бы ты лично принял участие с удовольствием?

3. Назови свои любимые занятия.

4. Что конкретно предлагаешь отряду на эту лагерную смену?

5. Что не любишь делать в лагере? Почему?

Другой способ совместного планирования называется «Раз­ведка интересных дел». Каждый ребенок становится «разведчиком», разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командира­ми. Командиры получают задание «обнаружить» интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатые отрядов. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде.

Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на интересность и утверждение плана.

Конкурс на лучшее предложение для отрядного плана. На лучший отрядный план, на самую оригинальную идею. Различают:

а) конкурс между первичными коллективами (звеньями в отряде, отрядами в дружине) на лучшее предложение;

б) открытый конкурс предложений с обоснованием и доказательством (заслушивается на общем собрании);

в) закрытый конкурс (каждый автор или группа авторов подает свое предложение в пакете или под девизом, имя огла­шается после рассмотрения и оценки всех предложений).

Тематическое задание по планированию. Его необходимо дать отдельно спортсменам, отдельно - затейникам, от­дельно - коллекционерам. Результатом будет куча невероятных идей.

Час вопросов и ответов. Организационно это дело нехитрое. Надо предложить ребятам задавать вопросы на определенную тему или любую интересующую их. Вопросы детей - отличная информация об их интересах, стремлениях, со­мнениях. Интересный вопрос может стать темой вечера, диспута, часа любознательных и т.п.

А еще во время совместного планирования могут быть использованы такие формы: «Мозговой штурм»; «Ящик предложений»; «Рейтинг популярности»; «Каталог идей»; «Аукцион идей».

И в любом случае, какую бы форму привлечения детей к пла­нированию вы не использовали, на заключительном этапе при «верстке» плана не забывайте:

· существует общелагерный план, и не нужно этим планам «конфликтовать» между собой;

· в банный день не нужно играть в футбол, а в родительский - уходить в поход;

· праздники, которые идут один за другим, могут утомить также, как и скучные будни, и вообще, - лучший отдых - это смена деятельности;

· может измениться погода, и тогда вместо «запланирован­ного» придется проводить «резервное».

В ходе первых дел, знакомств, экскурсий, прогулок и т.п. вожатый настраивает ребят на мысль о том, что вся будущая жизнь в лагере зависит от их предложений, от того, как они смогут выбрать интересные дела.

Молодые вожатые не любят планировать свою работу и не учат тому детей. Но жить без плана – плыть по течению и потом, планирование – это интересный творческий процесс. А для вожатого это возможность присмотреться к своему отряду, кто более активный, кто только говорит и ничего не делает, у кого развито творческое мышление, а кто может быть организатором дела.

Отрядный уголок. Так как основным местом жизнедеятельности вашего отряда будет отрядное место, оно должно быть уютным и удобным. Это может быть отдельная беседка, укромный уголок, любое помеще­ние со стенами. Еще до того, как приехали дети, вам придется позаботиться и о нем, приготовив, так называемый, «встречный уголок». В нем должно присутствовать:

1.слова приветствия;

2.телефон, полный адрес центра;

3.законы, традиции;.

4.режим дня и место для меняющегося плана

5.добрые и веселые советы;

6.возможно, пожелания предыдущей смены;

7.номер отряда;

8.экран настроения. Оформить его можно по-разному. Можно на одном или нескольких листах ватмана, можно, рас­пределив по всему отрядному месту.

По окончании организационного периода у вашего отряда появится «рабочий уголок». В него войдут все произведения ис­кусства отряда. Здесь можно разместить следующие рубрики:

1. Название отряда.

2. Девиз, эмблема, отрядная песня.

3. План-сетка с результатами планирования. Нарисуйте календарь на весь месяц с указанием дня недели и числа. Под каждым числом впишите соответствующие мероприятия, предусмотренные администрацией лагеря, и мероп­риятия, запланированные вами. Постоянное ожидание чего-то нового сти­мулирует в ребенке мотивацию к деятельности, поддерживает его активность и положительную эмоциональную динамику отряда.

4. Список отряда.Удобнее составлять список по палатам. По­старайтесь его обыграть, дав веселые характеристики в рисунках каждой группе. Списки на дверях палат предложите оформить са­мим ребятам.

5. «Сегодня в отряде!..»Расписание на предстоящий день и шуточные советы к предстоящему мероприятию (походу в лес, на речку, спортивному конкурсу), веселые рекомендации по поводу того, как проводить время в плохую погоду.

6. «Пальма лагеря».Поместите в ней правила и законы лагеря. Повесьте пальму в отрядном месте, чтобы она всегда была перед глазами ребят. Правила можно юмористически обыграть: так они будут легче и менее конфликтно усвоены ребятами.

7. Рубрика «Эти песни мы поем». Часто вожатый сталкивается с тем, что ребята по много раз просят написать слова и аккорды понравившихся песен. Отве­дите в отрядном уголке место, где тексты наиболее популяр­ных у ребят песен будут находиться постоянно и любой из же­лающих сможет подойти и переписать их в любое время.

Дополнительно в отрядный уголок вы можете поместить:

«Веревка доверия». Это отличный способ наладить наиболее доверительное обще­ние между вожатыми и отрядом. В углу отрядного холла натяните веревку с прищепками (скрепками). Каждый ребенок может при­крепить к веревке листок бумаги и на одной стороне написать волнующий его вопрос, а на другой стороне - вожатый пишет ответ

«Тайная почта». Это один из наиболее простых путей по созданию положитель­ного взаимодействия детей друг с другом. В первые дни смены напишите на маленьких бумажках имя каждого ребенка (може­те включить и себя). Смешайте их и предложите каждому вытя­нуть бумажку с именем (если вытащил свое, то тянет еще раз), ребенок запоминает имя, но никому не говорит. Таким обра­зом, у каждого оказывается «тайный друг по переписке». В тече­ние всей смены ребята каждый день пишут «своему другу» ка­кие-нибудь приятные слова, делают маленькие поделки, сюр­призы. В конце смены они должны угадать, кто же все это вре­мя оказывал им знаки внимания.

«Градусник настроения». При помощи этого градусника ребенок в любой момент может выразить свои эмоции, изменив показатель градусника в соот­ветствии со своим настроением. Изготовить градусник можно из куска картона и двух связанных в кольцо разноцветных тесе­мок (различные настроения вы можете отобразить как слова­ми, так и рожицами).

«Ромашка». Посередине листа ватмана нарисуйте окружность - серединку цветка. Сделайте вокруг надрезы и вставьте туда ярко раскра­шенные вырезанные из другого ватмана (или из цветной бу­маги) лепестки. При помощи этих лепестков можно распреде­лять методом жеребьевки задания по уборке, дежурству в сто­ловой и т.д.

«Забор гласности». Это может быть один или несколько листов ватмана, оформ­ленных в виде забора и прикрепленных к стене. В течение смены каждый может подойти к «забору» и написать на нем все, что вздумается. Это поможет вожатым отслеживать настроение ребят, держать руку на пульсе всего происходящего в отряде, а администрации лагеря – сохранить стены и забор в чистоте.

Постепенно ваше отрядное место будет «обрастать» всевоз­можными новыми и интересными идеями, вы можете пополнять его работами и ребят из других смен.

В конце смены ваш уголок превратится в «прощальный».

Не забывайте, что вожатые самостоятельно готовят лишь встречный уголок, вся остальная работа выполняется руками ре­бят, правда, под вашим чутким руководством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: