Заключение. Специфической особенностью онтогенеза человека можно считать то, что процесс развития происходит в двух принципиально разных формах – спонтанно и сознательно

Специфической особенностью онтогенеза человека можно считать то, что процесс развития происходит в двух принципиально разных формах – спонтанно и сознательно. Спонтанное развитие происходит, в основном, по биологическим и социальным программам. На этом уровне проблема, на разрешение которой направлен процесс развития, не актуальна для субъекта, он не воспринимает себя ее носителем и не осуществляет целенаправленную деятельность для ее разрешения.

Однако, в определенный период каждого возрастного этапа, человек начинает ясно осознавать направление собственного развития, себя, как субъекта этого процесса, а решение проблемы развития осуществляется, в основном, на сознательном уровне. На каждом возрастном этапе можно четко выделить периоды перехода из спонтанного к осознанной, целенаправленной форме развития. Эти периоды считаются критическими и сопровождаются перестройками самосознания, системы «Я» (например, кризисы трех лет, подросткового возраста и др.).

Развитие самооценки в онтогенезе осуществляется следующим образом. Сначала происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности, характеризующееся появлением полимотивированности и соподчиненности действий. Развитие самосознания личности начинается с двух лет - в это время ребенок уже выделяет себя как персону и носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я», определенный физический облик). Этот процесс продолжается на протяжении раннего и дошкольного возраста.

С эмоционального отношения к людям начинает формироваться психологический «образ Я». Эмоциональная окраска этого образа может быть как положительной, так и отрицательной. «Образ Я» формируется и путем изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Затем начинает проявляться притязание на признание. Оно может иметь как позитивное, так и негативное направление. Потом у ребенка начинает формироваться чувство половой принадлежности, далее возникает ощущение себя во времени. У него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее. Он по-другому начинает относиться к себе, перед ним открывается перспектива развития самого себя.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: ЛПА «Кафедра - М»,2013г.

2. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., Прогресс, 2013г.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2013г.

4. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского - М.: Просвещение, 2013г.

5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 2013г., №3, с.43-52

6. Греков И.Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности // Мед.сестра. 2013г., №1, с.40-41

7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., Знание, 2009г.

8. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Варонеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013г.

9. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание - М.: Политиздат. - 2013г.

10. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. 2013г., №2, с.51-59.

11. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 2013г.

12. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Просвещение, 2013г.

13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 2013г.

14. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матююшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М., 2013г.

15. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 2013г.

16. Обносов В.И. Динамика профессиональных представлений учащихся // Вопросы психологии. 2013г., №6, с. 28-32

17. Поштом М.Л., Дадыкин В.А. Какие вы сегодняшние и будущие медицинские сестры? // Сестринское дело. 2013г., с. 4-5

18. Прикладная социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Дергача А.А. - М.: Издательство ИПП; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013г.

19. Прихоэлан А.М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2013г.

20. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М. - В.: ИПП, НПО «МОДЭК», 2013г.

21. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 2013г.

22. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. Изд. Наука. М., 2013г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: