Слово 1. Благослови, отче

Был в земле Варяжской князь Африкан, брат Якуна Слепого, который в битве потерял свой золотой плащ, сражаясь на стороне Ярослава с лютым Мстиславом. У этого Африкана было два сына — Фрианд и Шимон.

Когда умер их отец, Якун изгнал обоих братьев из их щений. И пришел Шимон к благоверному князю на-му Ярославу; тот принял его, держал в чести и ото-1Л его к сыну своему Всеволоду, чтобы был он у него ршим, и принял Шимон великую власть от Всеволо-Причина же любви Шимона такова к святому тому зту.

Во время княжения благоверного и великого князя яслава в Киеве, когда пришли в 6576 (1068) году ювцы на Русскую землю и пошли трое Ярослави-i — Изяслав, Святослав и Всеволод — навстречу им, ими был и этот Шимон. Когда же пришли они к вели- лу и святому Антонию для молитвы и благословения, фец отверз неложные свои уста и ожидающую их по->ель без утайки предсказал. Варяг же этот, пав в ноги рцу, молил, чтобы уберечься ему от такой беды. Бла-нный же сказал ему: «О чадо! Многие падут от острия ia, и, когда побежите вы от врагов ваших, будут вас (тать, наносить вам раны, будете тонуть в воде; ты же, 1сенный там, будешь положен в церкви, которую здесь дадут».

И вот, когда они были на Альте, сошлись оба войска, [о божию гневу побеждены были христиане, и, когда >атились в бегство, были убиты воеводы и множество [нов в этом сражении. Тут же и раненый Шимон ди них лежал. Взглянул он вверх на небо и увидел жовь превеликую — такую, какую уже прежде видел море, и вспомнил он слова Спасителя и сказал: эсподи! избавь меня от горькой этой смерти молитва-пречистой твоей матери и преподобных отцов Анто- i и Феодосия!» И тут вдруг некая сила исторгла его из ■ды мертвецов, он тотчас исцелился от ран и всех их нашел целыми и здоровыми.

И он вернулся назад, и пришел к блаженному гонию, и поведал ему историю дивную, так говоря: гец мой Африкан сделал крест и на нем изобразил 1сками богомужное подобие Христа, образ новой ра-ы, как чтут латиняне, большой величины — в десять;тей. И воздавая честь ему, отец мой украсил чресла поясом, весом в пятьдесят гривен золота, и на голову ложил венец золотой. Когда же дядя мой Якун нал меня из владений моих, я взял пояс с Иисуса внец с головы его и услышал глас от образа; обратив-сь ко мне, он сказал: «Никогда не возлагай этого ца, человече, на свою голову, неси его на уготовленное ему место, где созидается церковь матери моей пре­подобным Феодосией, и тому в руки передай, чтобы он повесил над жертвенником моим». Я же упал от страха и, оцепенев, лежал, как мертвый; затем, встав, я поспеш­но взошел на корабль.

И когда мы плыли, поднялась буря великая, так что все мы отчаялись в спасении, и начал я взывать: «Господи, прости меня, ибо ради этого пояса погибаю за то, что взял его от честного твоего и человекоподобного образа!» И вот увидел я церковь наверху и подумал: «Что это за церковь?» И был свыше к нам голос, гово­рящий: «Та, что будет создана преподобным во имя бо-жией матери, в ней же и ты положен будешь». И видели мы ее величину и высоту, если размерить ее тем золо­тым поясом, то двадцать мер — в ширину, тридцать — в длину, тридцать — в вышину стены, а с верхом — пятьдесят. Мы же все прославили бога и утешились радостью великой, что избавились от горькой смерти. И вот доныне не знал я, где создастся церковь, показан­ная мне на море и на Альте, когда я уже находился при смерти, пока не услыхал я из твоих честных уст, что здесь меня положат в церкви, которая будет создана». И, вынув золотой пояс, он отдал его, говоря: «Вот мера и основа, этот же венец пусть будет повешен над святым жертвенником».

Старец же восхвалил бога за это и сказал варягу: «Чадо! С этих пор не будешь ты называться Шимоном, но Симон будет имя твое». Призвав же блаженного Феодосия, Антоний сказал: «Симон этот такую вот цер­ковь хочет построить», и отдал ему пояс и венец. С тех пор великую любовь имел Симон к святому Феодосию и давал ему много денег на устроение монастыря.

Однажды этот Симон пришел к блаженному и после обычной беседы сказал святому: «Отче, прошу у тебя дара одного». Феодосии же спросил его: «О чадо, что просит твое величие от нашего смирения?» Симон же сказал: «Великого, выше силы моей, прошу я от тебя дара». Феодосии же ответил: «Ты знаешь, чадо, убо­жество наше: часто и хлеба недостает в дневную пищу, а другого не знаю, что и имею». Симон же сказал: «Если захочешь одарить меня, то сможешь по данной тебе бла­годати от господа, который назвал тебя преподобным. Когда я снимал венец с главы Иисуса, он мне сказал: «Неси на приготовленное место и отдай в руки преподоб­ному, который строит церковь матери моей». Вот чего прошу я у тебя: дай мне слово, что благословит меня душа твоя как при жизни, так и по смерти твоей и моей». И отвечал святой: «О Симон, выше силы прошение твое, но если ты увидишь меня, отходящего отсюда, из мира этого, и если по моем отшествии церковь эта устроится и данные ей уставы будут соблюдаться в ней, то да бу­дет тебе известно, что имею я дерзновение у бога, теперь же не знаю, доходит ли моя молитва».

Симон же сказал: «От господа было мне свидетель­ство, я сам слышал о тебе это из пречистых уст святого его образа, потому и молю тебя — как о своих чернориз­цах, так и обо мне, грешном, помолись, и о сыне моем Георгии, и до последних рода моего». Святой же, обещав­ши ему это, сказал: «Не о них единых молюсь я, но и обо всех, любящих это святое место ради меня». Тог­да Симон поклонился до земли и сказал: «Не уйду, отче, от тебя, если писанием своим не удостоверишь меня».

Преподобный же, побуждаемый любовью к нему, на­писал такую молитву: «Во имя Отца и Сына и святого Духа», что и доныне вкладывают умершим в руку. И с тех пор утвердился обычай класть такое письмо с умершим, прежде же никто не делал этого на Руси. Написано же было и это в молитве: «Помяни меня, господи, когда придешь во царствие твое, чтобы воздать каждому по делам его, тогда, владыка, и рабов своих, Симона и Георгия, сподоби справа от тебя стать, в сла­ве твоей, и слышать благой твой глас: «Придите, бла­гословенные отцом моим, наследуйте уготованное вам царство от создания мира».

И попросил Симон: «Прибавь к этому, отче, чтобы отпустились грехи родителям моим и ближним моим». Феодосии же, воздев руки к небу, сказал: «Да благосло­вит тебя господь от Сиона, и да узрите вы благодать Иерусалима во все дни жизни вашей и до последних в ро­ду вашем!» Симон же принял молитву и благословение от святого как некую драгоценность и дар великий. Тот, кто прежде был варягом, теперь же благодатью Христовой стал христианином, просвещенный святым отцом нашим Феодосией; оставил он латинское заблуж­дение и истинно уверовал в господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим, около трех тысяч душ, и со всеми священниками своими, ради чудес бывших от святых Антония и Феодосия. Этот Симон был первым погребен в той церкви.

С тех пор сын его, Георгий, великую любовь имел к святому тому месту. Этого Георгия послал Владимир Мономах в Суздальскую землю и поручил ему сына своего, Георгия. Спустя много лет сел Георгий Вла­димирович в Киеве; тысяцкому же своему Георгию, как отцу родному, поручил область Суздальскую(...)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: