Летописные повести о монголо-татарском нашествии

ИЗ ТВЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ

Первое столкновение русских с монголо-татарами про­изошло в 1223 г. на Калке, небольшой степной реке в районе Азовского моря. Эта своеобразная «разведка боем» перед походом иноземных захватчиков на Русь, начавшемся в 1238 г., окончилась поражением князей из-за несогласованности их действий. Княжеские междоусобицы явились одной из при­чин успеха нашествия завершившегося установлением мон­голо-татарского ига. В летописных повестях, посвященных этим трагическим событиям, рассказывается о беспощадности завоевателей, о героическом самоотверженном сопротивле­нии врагам всего народа, подчеркивается, что беда постигла родную землю не только за грехи людей, как наказание i божие (такая провиденциальная точка зрения отражала исто-| риософию книжников той эпохи), но и из-за «недомыслия» * князей, из-за их междоусобиц. Здесь публикуются рассказы о монголо-татарском нашествии из Тверской летописи, так как только в ее состав был включен рассказ о «храбре» (богатыре) Александре Поповиче.

Тексты печатаются по изданию: ПЛДР, 3.

Стр. 135. ...Мефодий, епископ Патарский...— Мефодию (III — нач. IV в.) приписывалось сочинение «Откровения» — книги, в которой рассказывается о событиях, связанных с «концом света».

Стр. 136. Гедеон — библейский персонаж, победитель восточных кочевых народов. Константин — Константин Все­володович (1186—1219), старший сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, победивший своих братьев Ярослава и Юрия в Липицкой битве (1216).

Стр. 138. Измаил — библейский персонаж, сын Авраама и его наложницы Агари. Считался родоначальником восточ­ных племен, часто называемых поэтому в древнерусских текстах измаилтянами или агарянами. Куманы — половцы. Даниил Романович (1201 —1264) — в будущем великий князь галицкий, опытный полководец и мудрый государственный деятель. Василек Ростовский — сын Константина Всево­лодовича, племянник Юрия Всеволодовича, князь Ростова.

Стр. 141. Бродники — племя (по-видимому, славянского происхождения), кочевавшее в низовьях Дона.

Стр.142. Батый (Вату) (1208-1255) — хан Золотой орды, внук Чингисхана (Тэмуджин, Темучин, ок. 1155 — 1227). Возглавлял нашествие монголо-татар на Восточную Европу в 1236—1243 гг. При нем началось монголо-татарское вла­дычество над Русью.

Стр. 144. Мясопуст — время, в которое, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена.

Стр. 145. Схима — высшая степень иночества, которую миряне принимали перед самой смертью. Пороки — стенобит­ные камнеметательные орудия.

Стр. 146. ...до Игнатьева креста... — урочище в Новго­родской земле.

Стр. 148. Темник — командующий татарским отрядом в десять тысяч воинов. ...и его сыновей: Александра... — Имеется в виду князь Александр Невский (1220 — 1263).

Стр. 149. ...и город святой Богородицы Владимирской. — Город Гороховец на Клязьме. Лядские ворота — ворота в за­падной части Киева. ...вокруг церкви святой Богородицы.— Десятинная церковь (конец X в.).

Стр. 150. Затем по совету Дмитрия...— В других вариантах летописного рассказа о взятии Киева говорится, что воевода Дмитрий посоветовал Батыю идти на Венгрию, чтобы спасти русские земли от дальнейшего разгрома. Бела IV (1235— 1270) — венгерский король. Коломан — его брат.

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ

Эта повесть, посвященная трагедии Рязанской земли, на которую обрушился первый удар Батыя в 1237 г., была написана спустя некоторое время после самого события. Об этом свидетельствуют эпические обобщения в «Повести»: все рязанские князья выступают в ней как единая семья бога­тырей, в числе участников называются имена людей, к 1237 г. уже умерших, а среди погибших обозначены и те, кто на самом деле скончался позже. Однако, как отмечает Д. С. Ли­хачев, яркость и свежесть впечатления, характерные для «Повести», говорят о том, что слишком отдалять время возникновения памятника от реально происходившего собы­тия нельзя. Вероятнее всего, он создавался в конце XIII — самом начале XIV в. Не подлежит сомнению, что не извест­ный нам автор широко использовал в своем произведении устные предания, возможно, летописные повести о монголо-татарском нашествии. Кроме того, он включил в повествова­ние и явно эпический по происхождению рассказ о Евпатии Коловрате (некоторые исследователи считают, что в основе этого эпизода лежит не дошедшая до нас историческая песня, имя этого легендарного героя в других источниках не встречается).

Текст печатается по изданию: ПЛДР, 3.

Стр. 150. Заразск — Зарайск (переименован в XVII в).

Стр. 150—151. ...при рязанском великом князе Юрии Ин-горевиче... — Впервые упомянут в летописи под 1207 г.; рязан­ским князем стал в 1220 г. ...благоверного... Федора Юрьевича Рязанского.— Личность этого князя известна только из «Повести»; в летописях ни он, ни его жена Евпраксия, ни сын Иван Постник не упоминаются.

Стр. 152. ...в город Кесь...— ныне Цесис Латвий­ской ССР.

Стр. 157. Бел — современное Белгородище, расположен­ное недалеко от Веиева; Ижеславец — город, который после разгрома его Батыем не возродился.

Стр. 158. ...был... в Чернигове с князем Ингварем Ингва-ревичем... — Ниже говорится, что Ингварь оплакивает свою мать Агрипину Ростиславовну, из чего можно заключить, что он брат Юрия Ингваревича, но Ингварь Ингваревич умер еще в начале 20-х гг. Поэтому можно предположить, что имеется в виду сын Ингваря, брата Юрия.

Стр. 159. Санчакбей (т ю р к с к.) — военачальник.

Стр. 162. Те государи... внуки великого князя Святослава Ольговича Черниговского.— На самом деле рязанские князья — потомки Владимира I через его правнука Ярослава Святославича (ум. ИЗО).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: