Киево-печерский патерик

(Отрывки)

Первым русским патериком, т. е. сборником назидатель­ных рассказов о подвижнической жизни монахов и отшель­ников, стал Киево-Печерский патерик, повествующий о жиз­ни Печерского монастыря под Киевом, сыгравшего весьма значительную роль в политической и культурной жизни Древ­ней Руси. В 20-х годах XIII в. постриженник этого монастыря епископ Владимира и Суздаля Симон написал послание мо­наху Поликарпу. Осуждая последнего за его честолюбивые замыслы, Симон приложил к посланию в качестве назидания девять рассказов о подвижниках Киево-Печерского монасты­ря. Еще до этого Симон записал историю создания печерской Успенской церкви, а Поликарп в те же годы — одиннадцать рассказов из истории монастыря. Эти материалы, объеди­ненные вместе, составили ядро памятника. Затем к ним были присоединены другие тексты, как ранние («Слово о первых черноризцах печерских» из «Повести временных лет» и «Житие Феодосия Печерского»), так и более поздние (но не позже XIII в.). В основе повествования «Патерика» лежали устные предания и действительные исторические факты. Поэтому рассказы его отличаются живостью сюжетов, яркими зарисовками быта эпохи, отражают острые политические ситуации своего времени. Многие из них носят сказочный характер. Не случайно А. С. Пушкина восхищала «прелесть простоты и вымысла» этого памятника древнерусской лите­ратуры (письмо к П. А. Плетневу около (не позднее) 14 апре­ля 1831 г.).

Текст отрывков из «Киево-Печерского патерика» печа­тается по изданию: ПЛДР, 2.

Стр. 107. ...Африкан, брат Якуна Слепого...— Имена 4фрикан, Фрианд, Шимон известны только по «Киево-Пс черскому патерику». Якун (Гакон) — предводитель отряда аарягов, участвовавших на стороне Ярослава Мудрого в его битве с Мстиславом Владимировичем в 1024 г. В «Повести временных лет» про Якуна сказано: «и бъ Якунъ сь лЪпъ...» («и был Якун тот красив...»). Симон неверно прочел текст своего источника, объединив словосочетание «сь лЪпъ» в одно слово — слепой.

Стр. 108. Антоний — первый основатель Киево-Печерского монастыря (ум. 1072).

Стр. 111. ...поручил ему сына своего, Георгия... — Речь идет о Юрии (Георгии) Владимировиче Долгоруком, с 1151 по 1157 гг. занимавшем киевский стол.

Стр. 112. Епитимия — церковное наказание верующих за нарушение религиозных канонов.

Стр. ИЗ. Клирос — место для певчих в церкви на воз­вышении, перед алтарем по правую и по левую стороны царских врат.

Стр. 115. Верхослава — Верхуслава-Анастасия, дочь Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, жена князя Ростислава Рюриковича. Князь Георгий — Юрий Всеволодович (1188— 1238) — сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, великий князь владимирский с 1212—1216 гг. и с 1218 г. Погиб в битве с монголо-татарами на реке Сити.

Стр. 125. Произошло это во дни княжения Святополка в Киеве. — Святополк Изяславич (ум. 1113), внук Ярослава Мудрого, княжил в Киеве с 1093 по 1113 г.

Стр. 127. Когда Святополк, в союзе с Володарем... — См. в отрывках из «Повести временных лет» рассказ об ослеплении Василька Теребовльского. Куна — денежная единица.

Стр. 129. ...пошел на войну, и великую победу одержал...— Вероятно, имеется в виду успешный поход русских князей на половцев в 1103 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: