II. Содержание курса. 1. Российская империя к началу XVIII В. Территория

1. Российская империя к началу XVIII в. Территория. Административное деление. Население (этнический, конфессиональный, демографический и иные аспекты). Уровень социально-экономического развития. Социальная организация русского общества, принципы управления, финансы, армия. Геополитическое положение России и внешнеполитические задачи. Кризис традиционализма.

Периодизации истории России XVIII в. Проблемы методологии и терминологии.

2. Россия в первой четверти XVIII в. Династический кризис конца XVII в. Петр I - новая концепция императора на престоле. Азовские походы и их значение. «Великое посольство» 1696 г.: цели и итоги. Формирование основных принципов государственной политики. Военная реформа: рекрутская система комплектования, «Устав воинский» (1716 г.), создание военно-морского флота.

3. Модернизация Российского государства при Петре I. Переход от сословно представительной монархии к абсолютизму. Идеология абсолютизма. «Устав о престолонаследии» и легитимность власти. Изменение характера русской государственности. Российская империя.

Административные реформы Петра I. Губернская реформа 1708-1710 гг. Формирование коллегиальных принципов управления. Создание Правительствующего Сената (22 февраля 1711 г.): формы и размеры компетенции. Контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Система коллегий - учреждений с четко выраженными функциями отраслевого управления, с коллегиальным устройством и регламентацией обязанностей всех чиновников. «Реестр коллегиям...» 1717 г. Создание института прокуратуры. Генеральный регламент (1720 г.) и регламенты отдельных коллегий.

Церковь и государство. Ликвидация патриаршества. Учреждение Монастырского приказа в 1701 г. Теоретическое обоснование реформы церковного управления в Духовном регламенте 1721 г. Создание Святейшего Синода (февраль 1721 г.).

4. Социальная политика правительства Петра. Социальная структура русского общества в конце XVII в. Введение ревизского учета населения. Замена подворной системы обложения подушной податью. Крепостное крестьянство - как единый социальный слой. Сословно-служилая реформа. Дворянство. Принцип личной выслуги. «Табель о рангах» (1722-1724 гг.). Принцип единонаследия. Однодворцы. Государственные крестьяне (Плакат 1724 г.). Обособление духовенства. Городская реформа 1721-1722 гг.: регламент Главного магистрата и деление городского населения по гильдиям. Российская историография о социальном строе в России (состояние - сословие).

5. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. Сельское хозяйство. Экстенсивный характер земледелия. Новации сельскохозяйственного производства: внедрение литовской косы, новых пород скота. Расширение посевов льна и конопли, развитие садоводства. Государственное регулирование развитием крупного промышленного производства. Создание Мануфактур- и Берг-коллегий. Проблема капитала и рабочей силы. Приписные крестьяне. Географическое разделение труда и внутренняя торговля. Состояние путей сообщения. Роль общероссийских ярмарок. Внешняя торговля. Политика протекционизма. Основные центры внешней торговли: Архангельск, Петербург, Рига, Астрахань. Итоги экономического развития в первой четверти XVIII в.

6. Внешняя политика России в первой половине XVIII в. Балтийское направление внешней политики Петра I. Оформление Северного союза России, Дании и Саксонии. Основные цели союзников в войне с Швецией. Периодизация Северной войны (1700-1721 гг.) и основной календарь военных действий. Ништадский мирный трактат 30 августа 1721 г.

Русско-турецкая война 1710-1711 гг. Прутский договор и его условия. Иранское направление внешней политики. Каспийский поход. Петербургский союзный договор 1723 г. Константинопольский русско-турецкий договор 1724 г.

7. Культура России в первой четверти XVIII в.. Россия на пути от средневековья к новому времени. Предпросвещение: Петровские реформы, их социально-историческая необходимость и значение для «европеизации» русской культуры. Роль искусства в осуществлении просветительской политики: градостроительство, театр и музыка, развитие живописи и скульптуры. Иностранные мастера и формирование национальной художественной школы.

Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. «Елизаветинское барокко».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: