Нравственно-философские искания русских писателей и поэтика «художественного реализма»

Этапы развития «художественного» реализма

Литературный процесс начала 40‑х годов отмечен противоречивыми устремлениями писателей в освоении того или иного типа художественного сознания. Романтизм еще не утратил своего художественного потенциала. Но уже с середины 40‑х романтические конфликты, романтическая характерология, сюжетосложение, весь арсенал изобразительно ‑ выразительных средств подвергались существенной ломке и трансформации.

Реализм становится основным художественным методом. Действительная жизнь во всем ее многообразии, во всех, даже непоэтических, обыденных и пошлых явлениях превратилась в объект эстетического освоения. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, историзм – ведущие принципы нового метода.

Особенности русского реализма:

- активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;

- выраженный жизнеутверждающий характер;

- особый динамизм;

- синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

Этапы развития:

1. Просветительский реализм (Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А. Н. Радищев, молодой И. А. Крылов);

2. «Синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов);

3. Критический реализм - обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А.Гончаров, И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А. Н. Островский и др.);

4. Социалистический реализм - проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

Нравственно-философские искания русских писателей и поэтика «художественного реализма»

Литературный процесс начала 40‑х годов отмечен противоречивыми устремлениями писателей в освоении того или иного типа художественного сознания. Романтизм еще не утратил своего художественного потенциала. Но уже с середины 40‑х романтические конфликты, романтическая характерология, сюжетосложение, весь арсенал изобразительно ‑ выразительных средств подвергались существенной ломке и трансформации.

Реализм становится основным художественным методом. Действительная жизнь во всем ее многообразии, во всех, даже непоэтических, обыденных и пошлых явлениях превратилась в объект эстетического освоения. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, историзм – ведущие принципы нового метода.

Основное свойство - посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Черты:

- стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

- тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;

- универсальность в изображении человека;

- социальный и психологический детерминизм;

- историческая точка зрения на жизнь.

Ведущий критерий художественности - верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.

Особенности русского реализма:

- активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;

- выраженный жизнеутверждающий характер;

- особый динамизм;

- синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: