О внимательном и заботливом воспитании

Это, наверное, самое сложное дарить близкому человеку внимание и заботу. То чего мы ищем и о чём мечтаем всю свою жизнь. Забота и внимание у каждого своё. Для одного это строгий контроль, постоянное опекание, советы на все случаи жизни. Другой доверяет и верит близкому человеку, не докучая расспросами и комментариями по поводу его действий. В конечном итоге каждый из нас точно знает, как и что ему нужно делать, чтобы достичь желаемого.

Доверять ребенку страшно. Иногда взрослый человек не всегда может справиться с возникшей проблемой, а как же ребенок. Однако у детей интуиция развита сильнее, вернее сказать, она у них открыта. Чем старше становится ребенок, тем меньше он себя слышит и слушает. Он ориентируется на законы науки, рекомендации родственников и знакомых, но только не на себя и не на свои ощущения. Ведь с детства родители твердили ему, что он не знает и не может правильно справиться с задачей. Этому же его учили в детском саду, школе. И наконец повзрослевший малыш поверил - Добиться того чего он хочет один без советов и указаний старших, не сможет. Знаний мало, а ощущения и чувства к делу не пришьешь.

Десять лет назад постоянно предлагая всем помощь, я считала себя внимательной и заботливой. Получая позднее претензии и обиды, дивилась: «Не делай добра, не получишь зла». Хотя если тебя не просят, не лезь зла и не будет. Человек, нуждающийся в помощи, её просит. Чётко определяет границы – что, как, когда. А поддержка предлагаемая мной. Несла в себе мое понимание того, как и что должно быть. Сегодняшний опыт говорит: «Терпеливо ожидай рассказа близкого человека о своих сложностях. И если он сочтет нужным, он позовет тебя сам».

Как часто наблюдая за действиями мамочек опекающих своих чад, я видела заботу, превращенную в жесткую опеку. "Тебе надо это сделать, нужно обязательно поесть, я точно знаю, как должно быть". Ребенок у таких родителей вырастает не самостоятельный, не умеющий принимать решения и соответственно нести за это ответственность. А потом эти же мамочки удивляются, почему их детками управляют друзья. Почему они не говорят, нет, а только всегда соглашаются. И что же теперь делать? И как вырастить ребенка самостоятельной личностью, а не игрушкой в руках других.

Как сильно радуются родители, когда у них послушный и покладистый ребенок. И как огорчаются, когда их отпрыск гиперактивен. На месте не сидит, болтает - рта не закрывает, вертится всю дорогу. Что с ним в школе будет. Тяжко и детям и родителям. Тем и другим выдается куча инструкций. Родителям от учителей и своих родителей. Детям от родителей, учителей и бабушек с дедушками. Что ж тут поделать то? Выход один – принимать ребенка таким как есть. Активность и пассивность детей понятие относительное. Как часто я сталкивалась с тем, что спокойный и уравновешенный карапуз в подростковом возрасте становился неуправляемым, дерзким. А шустрый, будучи подростком остепенялся. Придет время и каждый ребенок пройдет свой неповторимый путь длинною в детство.

На днях наблюдала картину. Бабушка с внуками заходила в большой Торговый центр. В руках у неё сумка, пакет и двое внуков. При входе в здание образовалась небольшая очередь. Шустрые ребята мальчик с девочкой, не желающие ждать, стали бегать кругами. Бабуличка одергивает, то одного то другого: "Витя, ты, где иди сюда, а Лера где? Идите ко мне, быстро! Да что за дети такие. Вот у других дети как дети, а эти ну чисто наказание". Эта картина не изменилась и в самом центре, множество витрин с различными игрушками и вкусняшками привлекали ребят. Один у одной остановится, другая несется к противоположной. Измученная бабушка, под конец уставшая, стала злой и сварливой. Бедные дети. Бедная бабушка. Такое общение не принесло удовольствие ни ей, бегающей по лестницам и переходом в поиске своих любимцев. Ни детям, постоянно выслушивающим её причитания и замечания. Уходили все обиженные и разочарованные. Замечательная прогулка обернулась в мучение друг для друга. Гиперопека не может принести пользу ни вам, ни ребенку. Малыш привыкает - за ним ходят, наблюдают, заботятся, убирают. Зачем делать это самому, если есть тот, кто сделает это лучше. А дальше, еще сложнее. Вы пребываете в фантазии, что с возрастом понимание подростка меняется, и у него появляются обязанности. Но, увы, он о таких переменах даже не подозревает. Его этому не учили. Вот и вырастает большой мальчик, да не смышленый. Одеться по погоде не может, развязанные шнурки болтаются на ветру во время бега. Даже кепку ему надо поправить, а то козырек на глаза давит. А мальчику то уже двенадцатый год, через пять лет девчонками начнет интересоваться. Вот он удивится, что несамостоятельные юноши мало кому, интересны. И будет потом такой большой "малыш" претензии взрослым предъявлять. Злиться, обижаться, да только поздно время уже ушло. Помню, как то знакомая на работе сокрушалась, что её муж, где раздевается там и вещи оставляет. Потом по утрам будит её и расспрашивает где найти.

Учите детей быть самостоятельными сразу. Это конечно намного сложнее, чем постоянно их контролировать. Да и волнений больше, но потраченное время сегодня вернется к вам завтра с огромными плюсами. Как только ребенок начал ходить самостоятельно, дайте ему свободу, берите его за руку только в экстренных случаях. Заходя с ребенком в большой магазин, сразу договоритесь, что он должен оборачиваться и следить, не отстал ли он от родителей. А далее двигайтесь туда, куда наметили и наблюдайте за малышом. Если он, не останавливаясь, бежит вперед. Отходите на достаточное расстояние и ждите, когда ваш ребенок вспомнит и начнёт вас искать. Ждать когда он заплачет не к чему. Достаточно самой первой его реакции. Сделать это надо несколько раз и тогда у ребенка выработается инстинкт наблюдать за взрослыми, куда они двигаются. И снова огромный плюс у малыша формируется следующие мыслительные процессы: наблюдение, анализ, обобщение. И в следующий раз если он захочет где-то задержаться, то обязательно сообщит. Не ходите в большие магазины с ребенком, если у вас мало времени пока не научите его этому простому правилу. И вот ваш первый совместный шаг к самостоятельному и уверенному движению малыша по жизни. Дальше больше не собирайте за ребенком разбросанные игрушки, приучайте его делать это самостоятельно. Конечно первые раз десять или двадцать, а может и тридцать, это будет длиться несколько часов. Зато потом вы обеспечить себе спокойное будущее на оставшиеся годы совместного проживания.

Настоятельная рекомендация не покупайте детям велосипедов с ручкой для родителей, он удобен только для вас. Пока ребенок маленький взрослые по привычке, делают как удобнее им, а это лет пять. Зато последующие пятнадцать двадцать страдают от неудобства. Обеспечивайте свое будущее спокойствие с первых дней появления вашего малыша на свет. Воспитание это длительный и кропотливый процесс. И одного двух раз точно не достаточно, чтобы научить ребенка тому чего хотите. Каждый малыш индивидуален, некоторым приходится говорить раз по сто или более, а есть и те, кто слышит гораздо раньше. Всегда проговаривайте свои требования спокойно и четко, а ещё терпеливо и неоднократно.

Ребенок должен быть любознательным и подвижным, с возрастом придет степенность и статность. Подождите, это будет, но чуть позже. Чем меньше рамок у малыша в детстве, тем меньше преград он будет видеть на своем пути в будущем. Нет вершин, которых нельзя достичь, есть вершины, которые никто и не пытался покорить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: