Византийский иерократический император

Очень важно отметить, что на христианском Западе теократия была всегда лишь тенденцией или кратким эпизодом, что ни один король не был настоящим первосвященником. Несомненно, Карл Великий настоял на том, чтобы папа короновал его императором, он выступил защитником христианства, но не стре­мился завладеть религиозными святынями. Не исключено, впрочем, что его ко­ронование было стратегическим ходом, направленным на ослабление позиции византийских императоров, претендовавших на роль единого императора всего христианского мира. В данном случае тяга к теократии реализуется через место «самодержца», занимаемое политическим сувереном. Он вмешивается в рели­гиозную догматику, как, например, во времена иконоборчества в VIII—IX вв., начатого императором Львом III и завершенного императрицей Феодорой. В идеологии византийского государства центральная роль принадлежала импе­ратору, а политическое господство опиралось на господство иерократическое. В описании церемоний византийского двора, которое служило одновременно и своеобразным наставлением, император Константин VII (905—959 гг.) писал:

И действительно, плохо сложенное тело, части которого собраны кое-как, без необ­ходимого единства, можно назвать беспорядочным. Точно так же и имперское госу­дарство, если им не руководят и не управляют должным образом, ни в чем не будет отличаться от поведения невоспитанного человека. [...] Императорская власть, дей­ствуя организованно и с чувством меры, могла бы тем самым воспроизвести гармо­ничное движение, которое было придано всему миру Создателем, и империя пред­стала бы перед нашими подданными более величественной, а значит, более прият­ной и достойной восхищения1.

Правила церемоний, которые всегда носят характер одновременно религиоз­ный и политический, которые перемешивают бюрократов, государственных и церковных (евнухов и «бородачей»), являются как бы моделью того, что должно

1 Constantin VII Porphyrogenete. Le livre des ceremonies, trad. Vogt. T. I. Introduction. О конфликтах иконоборцев см. работы Грабара, главным образом L'iconoclasme byzantin. Flammarion. 1984.

ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация

быть всеобщим порядком в обществе, где император, автократ, выступает как представитель Христа, пантократора. Характерны среди всего прочего привет­ствия, которые должны выкрикивать отдельные группы народа (называемые «партией синих» и «партией зеленых») во время пасхальных праздников: в них победы императора над варварами (персами, болгарами, мусульманами) прирав­ниваются к победе Христа над смертью.

Разумеется, ритуалы, даже кодифицированные самим императором, следует истолковывать с большой осторожностью, а попытка расшифровать византий­скую «политику» в чисто «политических» терминах рискует вылиться в ретро­спективную ошибку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: