Источники хозяйственного процессуального права

К источникам хозяйственного процессуального права относят:

(1) Конституцию Украины (28.06.96)-- основные положения судоустройства в Украине, принципы судопроизводства (р.8 Конституции), также толкование и регламентация норм, Законов, которые не должны противоречить Конституции через решения Конституционного суда;

(2) Закон Украины “О судоустройстве и статусе судей” от 7.07.10—основные положения организации судебной власти и осуществления правосудия, о структуре судебной системы, полномочии судов и правовом статусе судей;

(3) Хозяйственный процессуальный кодекс (6.11.91) с изм. От 7.07.10 –регламентирует деятельность хозсудов и правовое положение участников процесса, порядок рассмотрения дел постадийно;

(4) Закон Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом”(от 30.06.99, вступил в силу январь2000г)—регламентирует порядок рассмотрения дел по банкротству;

(5) Новая редакция от 22.12.2011г. (вступит в силу с января 2013 года).

(6) Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 года.

(7) Закон Украины «О третейских судах» от 11.05.2004 года.

(8) Международные договоры.

(9) З\н Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 с изм. 2015г. –определяет порядок исполнения решений хозсудов госисполнителями,

(10) Постановления ВРУ, Указы Президента, Постановления и разъяснения Пленумов Верховного суда и Высшего хозсуда, Письма и Инструкции ВХСУ и др. законодательные и подзаконные нормативные акты.

Статья 4 ХПКУ указывает на зак-во в хоз. Делопризводстве

3. Стадии хозяйственного процесса, их содержание.

Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению подведомственных ему споров осуществляется в определенной логической последовательности за стадиями хозяйственного процесса, в каждой из которых хозяйственно-процессуальные правоотношения имеют специфический характер, который определяется объектом этих отношений и субъектным составом участников, целью процессуальных действий.

Существует восемь стадий хозяйственного процесса, а именно:

(1) Возбуждение производства по делу.

(2) Подготовка материалов дела к рассмотрению в хозяйственном суде первой инстанции;

(3) Рассмотрение судебного дела по существу в хозяйственном суде первой инстанции;

(4) Вынесение решений судом 1инстанции.

(5) Проверка законности решения или определения местного хозяйственного суда в суде апелляционной инстанции;

(6) Пересмотр постановлений апелляционной инстанции или их определений в кассационном порядке Высшим Хозяйственным Судом Украины;

Пересмотр постановлений Высшего Хозяйственного Суда Украины Верховным Судом Украины;

(7) Пересмотр решений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам;

(8) Исполнение судебных решений.

4. Подведомственность дел хозяйственным судам: понятие и критерии определения.

Подведомственность – это установленная законом совокупность полномочий хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их компетенции. Согласно статье 124 Конституции Украины компетенция судов распределяется на компетенцию общих судов и судов общей юрисдикции.

Подведомственность хозяйственных споров хозяйственным судам и отграничения ее от подведомственности других юрисдикционных органов определяют на основании определенных признаков, о которых подробнее будет идти речь дальше.

Значение подведомственности заключается в том, что определенная законом категория споров может рассматриваться исключительно хозяйственными судами Украины и никакими другими органами власти или их должностными лицами.

Правильное определение подсудности дает возможность быстро, квалифицированно решить спор, защитить нарушенные права и охраняемые законом интересы субъекта, который обратился за такой защитой.

Критерием разграничения подведомственности хозяйственных споров хозяйственным судам Украины есть деление по субъектному составу участников спора и характером спорного правоотношения.

Субъективный состав участников спора:

(1) юридические лица, которые имеют обособленное имущество;

(2) граждане Украины, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица;

(3) в случаях, предусмотренных законодательством Украины, в хозяйственный суд имеют право обращаться государственные и другие органы, граждане, которые не являются субъектами предпринимательства;

(4) государство, когда она выступает участником хозяйственных отношений;

(5) государственные органы, органы местного самоуправления, прокурор, когда ему предоставлено право быть участником хозяйственного процесса с целью защиты имущественных интересов государства и органов власти;

(6) иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранцы, лица без гражданства, которые занимаются предпринимательством.

Статья 12 хозяйственного процессуального кодекса определяет, что делами подведомственными хозяйственным судам есть:

(1) дела в спорах, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и из других оснований. Кроме споров, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий, споров об установлении цен на продукцию, а также тарифов на услуги или выполнение работ, если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон, споров, возникших из публично-правовых отношений, других споров, решение которых в соответствии с законами Украины, межгосударственных соглашений, отнесено к ведению других органов;

(2) приватизации имущества, кроме государственного жилищного фонда;

(3) дела о банкротстве;

(4) заявления о признании кредиторской задолженности;

(5) заявления об утверждении планов санации;

(6) дела по заявлениям органов Антимонопольного Комитета Украины, Счетной палаты, отнесенных законодательными актами к их компетенции;

(7) дела, которые возникают из корпоративных отношений в спорах между хозобществом и его участниками;

(8) дела по спорам относительно учета прав на ценные бумаги;

(9) дела по спорам, возникающим в земельных правоотношениях между субъектами хозяйствования, кроме дел, отнесенных к компетенции админсудов.

Подведомственный хозяйственный спор может быть передан сторонами на рассмотрение третейскому суду, кроме споров о признании недействительными актов, а также споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных потребностей.

Подведомственность регулируется не только ХПК но и другими нормативно правовыми актами (З/н о банкротстве, З/н о банках и банковской деятельности, З/н о третейских судах, Устав ж/д).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: