К источникам хозяйственного процессуального права относят:
(1) Конституцию Украины (28.06.96)-- основные положения судоустройства в Украине, принципы судопроизводства (р.8 Конституции), также толкование и регламентация норм, Законов, которые не должны противоречить Конституции через решения Конституционного суда;
(2) Закон Украины “О судоустройстве и статусе судей” от 7.07.10—основные положения организации судебной власти и осуществления правосудия, о структуре судебной системы, полномочии судов и правовом статусе судей;
(3) Хозяйственный процессуальный кодекс (6.11.91) с изм. От 7.07.10 –регламентирует деятельность хозсудов и правовое положение участников процесса, порядок рассмотрения дел постадийно;
(4) Закон Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом”(от 30.06.99, вступил в силу январь2000г)—регламентирует порядок рассмотрения дел по банкротству;
(5) Новая редакция от 22.12.2011г. (вступит в силу с января 2013 года).
(6) Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 года.
|
|
(7) Закон Украины «О третейских судах» от 11.05.2004 года.
(8) Международные договоры.
(9) З\н Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 с изм. 2015г. –определяет порядок исполнения решений хозсудов госисполнителями,
(10) Постановления ВРУ, Указы Президента, Постановления и разъяснения Пленумов Верховного суда и Высшего хозсуда, Письма и Инструкции ВХСУ и др. законодательные и подзаконные нормативные акты.
Статья 4 ХПКУ указывает на зак-во в хоз. Делопризводстве
3. Стадии хозяйственного процесса, их содержание.
Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению подведомственных ему споров осуществляется в определенной логической последовательности за стадиями хозяйственного процесса, в каждой из которых хозяйственно-процессуальные правоотношения имеют специфический характер, который определяется объектом этих отношений и субъектным составом участников, целью процессуальных действий.
Существует восемь стадий хозяйственного процесса, а именно:
(1) Возбуждение производства по делу.
(2) Подготовка материалов дела к рассмотрению в хозяйственном суде первой инстанции;
(3) Рассмотрение судебного дела по существу в хозяйственном суде первой инстанции;
(4) Вынесение решений судом 1инстанции.
(5) Проверка законности решения или определения местного хозяйственного суда в суде апелляционной инстанции;
(6) Пересмотр постановлений апелляционной инстанции или их определений в кассационном порядке Высшим Хозяйственным Судом Украины;
Пересмотр постановлений Высшего Хозяйственного Суда Украины Верховным Судом Украины;
|
|
(7) Пересмотр решений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам;
(8) Исполнение судебных решений.
4. Подведомственность дел хозяйственным судам: понятие и критерии определения.
Подведомственность – это установленная законом совокупность полномочий хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их компетенции. Согласно статье 124 Конституции Украины компетенция судов распределяется на компетенцию общих судов и судов общей юрисдикции.
Подведомственность хозяйственных споров хозяйственным судам и отграничения ее от подведомственности других юрисдикционных органов определяют на основании определенных признаков, о которых подробнее будет идти речь дальше.
Значение подведомственности заключается в том, что определенная законом категория споров может рассматриваться исключительно хозяйственными судами Украины и никакими другими органами власти или их должностными лицами.
Правильное определение подсудности дает возможность быстро, квалифицированно решить спор, защитить нарушенные права и охраняемые законом интересы субъекта, который обратился за такой защитой.
Критерием разграничения подведомственности хозяйственных споров хозяйственным судам Украины есть деление по субъектному составу участников спора и характером спорного правоотношения.
Субъективный состав участников спора:
(1) юридические лица, которые имеют обособленное имущество;
(2) граждане Украины, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица;
(3) в случаях, предусмотренных законодательством Украины, в хозяйственный суд имеют право обращаться государственные и другие органы, граждане, которые не являются субъектами предпринимательства;
(4) государство, когда она выступает участником хозяйственных отношений;
(5) государственные органы, органы местного самоуправления, прокурор, когда ему предоставлено право быть участником хозяйственного процесса с целью защиты имущественных интересов государства и органов власти;
(6) иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранцы, лица без гражданства, которые занимаются предпринимательством.
Статья 12 хозяйственного процессуального кодекса определяет, что делами подведомственными хозяйственным судам есть:
(1) дела в спорах, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и из других оснований. Кроме споров, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий, споров об установлении цен на продукцию, а также тарифов на услуги или выполнение работ, если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон, споров, возникших из публично-правовых отношений, других споров, решение которых в соответствии с законами Украины, межгосударственных соглашений, отнесено к ведению других органов;
(2) приватизации имущества, кроме государственного жилищного фонда;
(3) дела о банкротстве;
(4) заявления о признании кредиторской задолженности;
(5) заявления об утверждении планов санации;
(6) дела по заявлениям органов Антимонопольного Комитета Украины, Счетной палаты, отнесенных законодательными актами к их компетенции;
(7) дела, которые возникают из корпоративных отношений в спорах между хозобществом и его участниками;
(8) дела по спорам относительно учета прав на ценные бумаги;
(9) дела по спорам, возникающим в земельных правоотношениях между субъектами хозяйствования, кроме дел, отнесенных к компетенции админсудов.
Подведомственный хозяйственный спор может быть передан сторонами на рассмотрение третейскому суду, кроме споров о признании недействительными актов, а также споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных потребностей.
|
|
Подведомственность регулируется не только ХПК но и другими нормативно правовыми актами (З/н о банкротстве, З/н о банках и банковской деятельности, З/н о третейских судах, Устав ж/д).